Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт. На главную страницу

 


Глава II. Эксплуатация велосипеда
Эксплуатационные особенности велосипедов различных типов. Часть 1

Особенности эксплуатации велосипедов определяются особенностями их конструкции, из которых основными являются различия диаметров колес, размеров профилей шины, конструкций рам, рулей и седел, наличие или отсутствие переключателей передач и тормозного механизма в задней втулке. От размеров колеса (диаметра и ширины шины) зависит скорость и проходимость, а также комфортабельность (смягчение толчков).

Размеры колеса оказывают большое влияние на управляемость и устойчивость велосипеда. На протяжении почти ста лет очень удобным считается колесо с посадочным диаметром обода 622 мм, самое большое из применяемых в настоящее время. При таком большом диаметре невелико сопротивление качению пневматической шины, при движении по неровной дороге такое колесо предпочтительнее, так как не проваливается в углубления между двумя неровностями.

При наличии достаточно широкой шины колесо удобно для эксплуатации на мягких грунтах, так как площадь контакта его с опорной поверхностью велика, отчего давление на грунт незначительно и, следовательно, деформация грунта минимальна. Колесо большого диаметра предпочтительно и с точки зрения возможности преодоления пороговых препятствий, так как наибольшая высота препятствия, преодолеваемого колесом, не может быть выше 1/3 его радиуса.

Наконец, большое колесо более безопасно при случайном наезде на непреодолимое препятствие. Ширина шин, устанавливаемых на такое колесо, бывает различна, Наиболее распространена шина 40—622 (28х1 3/4), для уменьшения сопротивления качению на дорогах с твердым покрытием на этот же обод возможна установка шины меньшего профиля — 37—622 (28x1 1/2).

Посадочный диаметр обода этого колеса послужил основой для создания колеса спортивно-туристского велосипеда с шиной 32—622 (27x1 1/4). Приблизительно такой же наружный диаметр имеют колеса с шинами-однотрубками спортивных шоссейных велосипедов. Размеры всех основных узлов велосипеда (колес, рамы, шатунов, руля и седла) хорошо согласованы с антропометрическими параметрами человеческого тела.

Поэтому дальнейшее увеличение диаметра колеса оказывается нецелесообразным вследствие связанного с этим увеличения высоты велосипеда и неудобства посадки. Кроме того, увеличение диаметра колеса повлекло бы за собой неоправданное увеличение рамы, а следовательно, массы и габаритных размеров велосипеда.

Предыдущая | Оглавление | Следующая
 

 

 

2010. Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт.