Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт. На главную страницу

 


Глава II. Эксплуатация велосипеда
Эксплуатационные особенности велосипедов различных типов. Часть
3

Прочность колес велосипедов разных типов неодинакова. Наиболее прочными и обладающими большой выносливостью являются колеса дорожных велосипедов, имеющие ободья коробчатого сечения из стальной ленты. Внутри этих ободьев сделаны кольцевые полости, благодаря чему при небольшой массе их прочность и жесткость высокие. Несколько менее прочен обод из алюминиевого сплава. Ободья из стальной ленты, не имеющие внутренних кольцевых полостей, наименее прочны.

При езде на велосипеде с такими ободьями нужно соблюдать осторожность, не допуская бокового скольжения колес на поворотах, так как при падениях боковые усилия на колесо могут превысить допускаемую величину. В этом случае обод искривляется («делает восьмерку»). Облегченные колеса спортивных велосипедов также требуют внимательного к себе отношения и при езде на велосипедах с ними нужен определенный навык. Рамы современных велосипедов разнообразны по конструкции.

Закрытые рамы велосипедов благодаря замкнутому контуру, образуемому трубами в передней их части, очень прочны, жестки и имеют наименьшую массу. Не случайно именно такие рамы используют на спортивных велосипедах. Однако не всегда закрытые рамы бывают удобны. Прежде всего это касается посадки на велосипед, так как для некоторой части велосипедистов садиться на велосипед, перенося ногу через заднее колесо, неудобно и иногда это заставляет отказываться от пользования велосипедом.

Посадка на велосипед с открытой рамой, не имеющей горизонтальной верхней трубы, облегчена, так как через раму с низко расположенной трубой можно легко перенести ногу и поставить ее на педаль. На велосипеде с открытой рамой можно ездить в повседневной одежде, на пример в пальто. На задний багаж ник велосипеда с открытой рамой можно поместить довольно объемный багаж, так как он не затруднит посадку на велосипед.

Две трубы передней части рамы — верхняя и нижняя — бывают иногда изогнуты и расположены таким образом, чтобы предоставить возможность легко перенести ногу через раму. Встречаются открытые рамы с одной или обеими прямыми наклонными трубами.
Поскольку в настоящее время заводы выпускают одновременно велосипеды как с закрытыми, так и с открытыми рамами, основные узлы этих родственных моделей унифицированы.

Ходовые качества велосипедов идентичны, они имеют передачи с одинаковыми передаточными отношениями, часто одинаковые рули и седла. Поэтому велосипеды с открытыми рамами приобретают черты универсальности, и ими охотно пользуются мужчины, особенно в том случае, если велосипедом пользуются все члены семьи.

Открытые рамы другого типа имеют в передней части одну трубу увеличенного сечения, расположенную наклонно и достаточно низко для того, чтобы посадка на велосипед была удобной. Эти рамы универсальны, их используют как мужчины, так и женщины. Именно такие рамы применяют на складных велосипедах, так как для обеспечения складывания такой рамы достаточно одного шарнира-замка.

Все открытые рамы менее прочны и жестки, чем закрытые. Малая жесткость однотрубной рамы, например, проявляется при езде по неровной дороге, когда в раме возникают поперечные угловые колебания. Пониженная конструктивная прочность открытых рам обусловливает их несколько большую массу, чем закрытых, так как рамы приходится укреплять либо увеличением сечения и толщины стенок труб, либо специальными усилителями, размещенными внутри.

На велосипеде с открытой рамой трудно, а зачастую и невозможно установить седло для ребенка дошкольного возраста и нельзя перевозить длинномерные предметы (удочки, лопаты и т. д.), которые обычно можно привязывать к горизонтальной трубе закрытой рамы.

Предыдущая | Оглавление | Следующая
 

 

 

2010. Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт.