Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт. На главную страницу

 


Глава II. Эксплуатация велосипеда
Эксплуатационные особенности велосипедов различных типов. Часть
4

Необходимо иметь в виду, что велосипеды различных типов и даже разных моделей могут иметь неодинаковые дорожные просветы — расстояния от педали в самом низшем положении до поверхности дороги. Этим определяется максимально возможный боковой наклон велосипеда при прохождении поворота, а также в известной мере его проходимость.

Типы рулей и седел велосипедов достаточно четко определяют области их использования. Все рули дорожных велосипедов, несмотря на кажущееся их разнообразие, предназначены для обеспечения наиболее спокойной удобной посадки, не служащей для обеспечения наибольшей скорости. При такой посадке можно совершать длительные поездки, не слишком быстро утомляясь. На руле дорожного велосипеда можно время от времени менять положение рук, при этом положение корпуса остается практически неизменным.

Как правило, на дорожных велосипедах устанавливают дорожное седло, обеспечивающее благодаря наличию вертикальных цилиндрических пружин достаточно хорошую амортизацию толчков, вызванных движением по неровной дороге. Такие седла, имея широкую покрышку, обеспечивают большую площадь опоры велосипедиста.

Часто для покрышки седла используют мягкую упруго деформирующуюся подкладку, под которой расположены тонкие горизонтальные пружины. Бывают седла с жесткими покрышками из толстой кожи — чепрака. Наличие вертикальных цилиндрических пружин в известной мере снижает жесткость седла как в вертикальном, так и в горизонтальном направлениях, но для обычной (не спортивной) езды это большого значения не имеет.

На велосипедах с рулями спортивного типа посадка велосипедиста может варьироваться в широких пределах: от низкой посадки до прямой, приближающейся к посадке, свойственной велосипедисту на дорожном велосипеде. При низкой посадке воздушное сопротивление минимально. Высокая посадка применяется при езде по направлению ветра. При низкой посадке голову приходится держать в приподнятом положении и наблюдать за дорогой исподлобья.

Обзор в таком положении сильно ограничен, поэтому в условиях интенсивного уличного движения такая посадка менее предпочтительна. Низкая и средняя посадки исключают возможность применения обычных дорожных седел, поэтому на спортивных велосипедах устанавливают жесткие седла, более узкие, чем дорожные и слабо деформирующиеся в вертикальном направлении. В боковом направлении спортивное седло не смещается, что обеспечивает сохранение равновесия во время езды и более точное управление велосипедом.

Велосипедисты, длительное время пользовавшиеся спортивным велосипедом с узким и жестким седлом, с большим трудом привыкают потом к дорожному седлу. В большинстве случаев, если велосипедисты-спортсмены по тем или иным причинам приобретают дорожный велосипед, они предпочитают заменить на нем седло на спортивное. На спортивно-туристских велосипедах устанавливаются седла, мягкая покрышка которых расположена на продольных пружинах, жесткий каркас не смещается в боковом направлении.

Наличие у велосипеда многоступенчатой передачи облегчает движение в различных дорожных условиях и позволяет лучше использовать силы велосипедиста в длительных поездках. На велосипедах, не имеющих многоступенчатой передачи, обычно устанавливается передача с наиболее рациональным передаточным отношением, обеспечивающим в зависимости от типа велосипеда шаг в пределах 4,4...5,6 м.

Предыдущая | Оглавление | Следующая
 

 

 

2010. Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт.