Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт. На главную страницу

 


Глава I. Основные сведения и особенности конструкции велосипеда.
Основные типы велосипедов. Часть 1

По назначению велосипеды подразделяют на дорожные для взрослых и для подростков, для младших школьников, спортивные и специальные. В пределах каждого типа существует несколько видов велосипедов, определяемых более узкой специализацией.

Дорожные велосипеды. Дорожные велосипеды предназначены для использования на дорогах различного профиля с любым покрытием и без покрытия, а также вне дорог на уплотненном грунте. Основными признаками этих велосипедов являются установка на них двухкомпонентных шин, состоящих из раздельных покрышки и камеры, хороню подрессоренных седел на витых цилиндрических пружинах и рулей с приподнятыми ручками, обеспечивающими удобную для продолжительного передвижения посадку.

Велосипеды, как правило, оборудуют багажником (иногда двумя — над задним и передним колесами). Педали не имеют туклипсов. Большинство дорожных велосипедов не оборудуется многоступенчатыми передачами, и в этом случае на них устанавливают тормозную втулкузаднего колеса, с помощью которой осуществляются рабочий и свободный ход, а также торможение велосипеда.

В соответствии с требованиями безопасности дорожного движения велосипеды оснащают задним и боковыми световозвращателями и световозвращателями на педалях, а при отсутствии осветительных приборов (фар) — передним световозвращателем белого цвета. По официальной классификации (ГОСТ 5503—87) вид дорожного велосипеда определяется конструкцией рамы. Велосипеды могут быть с закрытой, открытой, складной (складные велосипеды) и разъемной (разновидность складного велосипеда) рамами.

Наиболее распространенными являются велосипеды с колесами самого большого из применяющихся в настоящее время диаметра. В подавляющем большинстве случаев на эти колеса устанавливают шину шириной 40 мм — 40—622 (28x13/4), иногда 37—622 (28x1 1/2). Эти велосипеды обладают самой длинной базой (1175 или 1160 мм). Рамы у большинства велосипедов закрытые трапециевидной формы (рис. 12). Несколько меньшее распространение имеют велосипеды с открытой рамой, верхняя труба которой для облегчения посадки на велосипед наклонно опущена к к каретке (рис. 13).

Открытые рамы, как правило, имеют меньшую высоту, чем закрытые. Конструкция таких дорожных велосипедов проста и настолько хорошо отработана, что они, очевидно, будут производиться как в нашей стране, так и за рубежом достаточно долгое время. Они очень надежны и удобны в эксплуатации. Масса таких велосипедов составляет 15,8...16,3 кг. Немаловажно, что стоимость таких дорожных велосипедистов остается самой низкой.

В России, а затем в Советском Союзе до 40-х годов производились в основном именно такие велосипеды. Кроме велосипедов на колесах с шинами 40—622 (28x1 3/4) в настоящее время выпускаются дорожные велосипеды с колесами меньших диаметров и рамами различных конструкций. Дальнейшее распространение дорог с асфальтовым покрытием позволило применить на дорожных велосипедах широко распространенные за рубежом узкие шины, рассчитанные на повышенное внутреннее давление, что способствует повышению легкости хода велосипеда.

Несколько лет назад Пензенское ПО «Завод им. М. В. Фрунзе» начало серийный выпуск велосипедов на колесах, оборудованных шинами 32—590 (26x1/1/4), соответствующими требованиям Европейского союза производителей шин (ETRTO). Велосипеды впускаются как с закрытыми («Вираж»), так и с открытыми («Прима», «Диана») рамами, их отличают умеренные габаритные размеры, повышенная маневренность, небольшая масса, легкость хода и современный внешний вид, благодаря рамам оригинальной конструкции, имеющим плавные изгибы труб.

Некоторые модели этого семейства («Вираж», «Диана»: имеют бестормозную втулку заднего колеса с трехступенчатой трещоткой и переключатель передач, ручные тормоза на переднем и заднем колесах, воздействующие на боковую поверхность обода (клещевых» тормоза). Все это заметно приближает эти велосипеды по основным показателям к спортивным, точнее к спортивно-туристским велосипедам, однако наличие узких шин затрудняет использование этих велосипедов вне дорог с твердым покрытием.

Малые габаритные размеры и небольшую массу (15 кг) имеют дорожные велосипеды моделей «Салют» и «Альтаир» на колесах с шинами 37—533 (24x1 1/2) и 47—507. Эти модели велосипедов имеют открытую однотрубную раму и обладают расширенными пределами регулирования положения седла и руля по высоте, что обеспечивает равные удобства пользования для мужчин и женщин, взрослых и подростков. Высота рамы велосипеда небольшая — 435 мм. На велосипедах устанавливают тормозную втулку заднего колеса с механизмом свободного хода и ручной тормоз на переднем колесе.

Предыдущая | Оглавление | Следующая
 

 

 

2010. Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт.