Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт. На главную страницу

 


Глава I. Основные сведения и особенности конструкции велосипеда.
Приборы освещения и сигнализации. Часть 1

Для освещения дороги перед велосипедом в темное время суток и обозначения самого велосипеда на дороге применяются приборы освещения и сигнализации.
На велосипеде устанавливается электрооборудование, состоящее из фары и генератора. Генератор приводится во вращение фрикционной передачей от колеса велосипеда при помощи ролика, соприкасающегося с боковой поверхностью шины.

Он представляет собой однофазную электрическую машину переменного тока со статором, имеющим постоянные магниты, и обеспечивает напряжение 6 В при скорости велосипеда 12 км/ч. Мощность генератора обычно достигает 2,5...3 Вт. Генератор устанавливается на левой стороне передней вилки и крепится на ней хомутом с двумя прижимными винтами. У некоторых моделей велосипедов к перу передней вилки бывает приварен специальный кронштейн для генератора.

Генератор может быть установлен при помощи хомута и около заднего ко леса на правой подседельной стойке рамы. Генератор имеет пружинное устройство, под действием которого его ролик прижимается к шине. При езде днем генератор отводят от шины и прижимное устройство автоматически фиксирует генератор в нерабочем положении. Для включения генератора нужно снять его с фиксатора, продвинув генератор вперед по ходу велосипеда.

Некоторые генераторы имеют специальный рычажок включения, который нужно нажать рукой (не ногой, так как неосторожным нажатием можно нарушить правильность установки генератора). Для нормальной работы генератора нужно, чтобы во время его работы ось генератора была расположена строго по диаметру колеса, а ролик прижимался к шине большей частью своей образующей. В этом случае исключаются проскальзывание ролика по шине и излишнее трение, приводящее к ненужной затрате энергии велосипедиста.

На боковине большинства велосипедных покрышек сделана специальная рифленная кольцевая дорожка для качения ролика генератора. Для равномерного вращения ролика (предотвращения колебаний яркости света фары) очень важно, чтобы колесо, от которого приводится во вращение генератор, не имело биения, которое может быть вызвано как плохой центровкой обода, так и неточностью посадки покрышки шины на обод.

Поэтому при монтаже шины нужно проследить за правильностью расположения покрышки на ободе. Размер колеса велосипеда не имеет значения для работы генератора. Частота вращения ролика генератора всегда одинакова при номинальной скорости (12 км/ч), какого бы диаметра ни было колесо, от которого он приводится. Поэтому на всех велосипедах может применяться генератор одной и той же модели.

В электрооборудовании велосипеда применена однопроводная система, при которой один из проводов подключен к металлической вилке рамы и руля. Фара не будет работать, если не обеспечен надежный контакт корпуса генератора с вилкой. На передней пластине хомута крепления генератора имеется специальный винт массы, создающий надежный контакт между генератором и вилкой велосипеда. Этот винт нужно завернуть отверткой так, чтобы он своим заостренным концом проколол слой эмали на поверхности вилки и вошел в контакт с металлом.

Предыдущая | Оглавление | Следующая
 

 

 

2010. Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт.