У обоих механизмов одинаковые присоединительные места для шатунов принципиально они отличаются лишь устройством подшипников. У кареточных механизмов с наружными конусными подшипниками (рис. 34) чашки шарикоподшипников ввертываются в резьбу, нарезанную в кареточном узле рамы. Конусы шарикоподшипников выполняются как одно целое с валом каретки 4. Вал вращается на шариках диаметром 6 мм. У дорожных велосипедов шарики расположены обычно в сепараторах.
Правая чашка 5 имеет наружный буртик и ввертывается справа в
кареточный узел плотно до упора на специальной левой резьбе
СПМ35x1. Левой чашкой 3 регулируют
затяжку подшипников. Она имеет правую резьбу СПМ35x1 и
фиксируется контргайкой 2. На торце левой гайки имеется широкий
шлиц или выступы под ключ для затяжки ее при регулировании.
Правая резьба левой чашки предотвращает ее самозатягивание,
левая резьба плотно ввернутой правой чашки предохраняет ее от
самоотвинчивания.
Правая и левая чашки одинаковы. Конусы же навинчены на вал
каретки. Правый конус навинчивается на вал до упора на левой
резьбе М18x1. Левый конус является регулировочным и затягивается
в нужном положении контргайкой. Для предохранения от
провертывания конуса вместе с контргайкой между ними
закладывается шайба с усом.
Масса
шатунов по отношению к массе всего велосипеда оказывается
достаточно большой, уменьшение массы шатунов сильно влияет на
уменьшение массы велосипеда в целом, поэтому конструкторы
стремятся заменить стальные шатуны шатунами из алюминиевых
сплавов. Такие шатуны устанавливают на спортивно-трековые
велосипеды. В последнее время шатуны из алюминиевого сплава
устанавливают и на отдельные модели спортивно-шоссейных
велосипедов. Клиновое отверстие просверлено в головке шатуна перпендикулярно оси посадочного отверстия с таким расчетом, чтобы клин при установке попал в паз, имеющийся на конце вала каретки. Клин представляет собой стальной цилиндрический стержень, на боковой поверхности которого сделан наклонный срез. Клин срезанной частью соприкасается с плоской поверхностью паза на валу каретки и при дальнейшем продвижении прочно закрепляет шатун на валу. Затяжка клина осуществляется гайкой 8, навинченной на резьбовой хвостовик клина, на котором имеется резьба М6x1. Шатуны на валу каретки могут быть закреплены не только клиньями. Они могут быть закреплены на квадратных концах вала. При этой системе крепления посадочные места на валу каретки имеют квадратное сечение со слегка наклонными гранями, а в большой головке шатуна — квадратное отверстие. При сборке шатуны плотно насаживают на вал при помощи специальных винтов, ввертываемых в резьбовые отверстия на торцах вала. Для травмобезопасности головки винтов расположены в одной плоскости с поверхностью шатуна, для завертывания винтов требуется специальный ключ. Поскольку такое крепление менее подвержено разбалтыванию в процессе эксплуатации, оно, как правило, применяется при посадке шатунов из алюминиевых сплавов на спортивных велосипедах, но встречается и на дорожных велосипедах немецкого производства или на старых моделях велосипедов Минского мотовелозавода. Вместо винтов на них использованы специальные гайки, причем на левом конце вала резьба иногда может быть левой, что следует иметь в виду при разборке велосипедов старых конструкций. |
2010. Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт. |