Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт. На главную страницу

 


Глава I. Основные сведения и особенности конструкции велосипеда.
Привод. Часть 3

Педали. Они должны обеспечивать удобство расположения ноги, при этом подошва обуви не должна скользить по педали, и контакт ее с педалью должен осуществляться на достаточно большой площади, чтобы не вызывать неприятных ощущений у велосипедиста.

Педаль представляет собой прямоугольную рамку, расположенную на оси и имеющую возможность вращаться вокруг нее (рис. 35). Ось педали 12 одним концом закрепляется в малой головке шатуна на резьбе М14x1.25, причем ось правой педали имеет правую резьбу, а ось левой педали — левую. Шарикоподшипники должны обеспечивать легкое вращение педали на оси.

В общем конструкция педальных подшипников аналогична конструкции подшипников передней втулки. Они образованы чашками, шариками и конусами. Чашки расположены в рамке педали и центрированы одна относительно другой, так как жестко связаны вместе с трубкой (гильзой), сквозь которую проходит педальная ось.

Конусы 4 находятся на оси педали, причем одни из конусов выполнен как одно целое с осью на ее утолщенной части, другой — навинчивается на резьбе на свободный конец оси. Этот конус позволяет регулировать зазоры в подшипниках педали и фиксируется на резьбе контргайкой 3. Для предотвращения их совместного проворачивания при регулировании между ними установлена шайба 2 с усом, который входит в продольную канавку на резьбовой части оси.

Между конусом и чашкой находится семь шариков диаметром 4 мм в сепараторе или десять без сепаратора. Ось педали представляет собой цилиндрический стержень переменной толщины. Шариковая дорожка на утолщенной части оси цементована и закалена. Ось изготовляют из низкоуглеродистой стали, что обеспечивает безопасность эксплуатации велосипеда, так как при сильных перегрузках и случайных ударах ось не ломается, а гнется.

Оси педалей дорожных и спортивных велосипедов различны по конструкции.. На осях дорожных велосипедов на наружном конце оси и в конусе резьба М8x1. оси спортивных педалей несколько короче и имеют резьбу М7x1. На всех осях (и правых и левых) резьба на наружном конце правая. По конструкции педали весьма разнообразны. Педали с резиновыми опорными колодками ранее применялись на дорожных велосипедах. Колодки имели рифления на поверхности, не позволяющие скользить подошве.

При износе колодок они могли быть заменены новыми. Резиновые опорные колодки являлись силовым конструктивным элементом рамки педали. Конструкция педалей такова, что для получения доступа к контргайке и конусу для регулирования зазоров приходилось разнимать рамку педали, снимая колодки. При сборке педали регулировка часто нарушалась, что создавало известные неудобства и требовало определенного навыка при работе.

Этого недостатка лишены педали, корпус которых имеет форму рамки, отлит из алюминиевых сплавов и представляет собой жесткую монолитную деталь, к которой снаружи крепятся винтами резиновые накладки. Доступ к конусу и контргайке достигается отвинчиванием специального колпачка-крышки, имеющего на поверхности шестигранник под ключ. Педали спортивных велосипедов (рис. 36) выполняют полностью металлическими с зубчатыми пластинами, поэтому обувь должна быть на твердой подошве.

На этих педалях с помощью винтов устанавливают туклипсы. Регулируемые ремешки, которыми снабжаются туклипсы, охватывают сверху носок обуви. Туклипсы позволяют более полно использовать усилие ноги при вращении педалей. На спортивно-туристских велосипедах применяют как полностью металлические педали с туклипсами, так и комбинированные педали с резиновой накладкой.

Педали современных велосипедов на боковых поверхностях рамки должны иметь световозвращатели оранжевого или желтого цвета, делающие велосипед заметным на дороге в темное время суток. Благодаря вращению педалей, световозвращатели, попадая в световой поток фар идущего сзади автомобиля, отражают лучи света. Световой эффект, создаваемый при вращении педалей, характерен только для велосипеда и является хорошо различимым сигналом для водителей автомобилей.

Предыдущая | Оглавление | Следующая
 

 

 

2010. Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт.