Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт. На главную страницу

 


Глава I. Основные сведения и особенности конструкции велосипеда.
Рама и передняя вилка. Часть 2

Передняя вилка. В передней вилке закрепляется ось переднего колеса велосипеда. С рамой передняя вилка связана шарнирно таким образом, чтобы посредством поворота руля можно было бы поворачивать переднее колесо относительно рамы и управлять велосипедом. Вилка входит своим стержнем в головную трубу рамы и опирается на расположенные внизу и наверху головной трубы шарикоподшипники.

Передняя вилка (рис. 23) состоит из двух перьев 5, в наконечниках 6 которых помещается ось переднего колеса, коронки 3, соединяющей перья вилки и стержень, и самого стержня 1. Для придания вилке прочности в верхней части полых перьев изнутри вставляются специальные укрепители 2 и 4.

Перья вилки сделаны из конических труб переменного овального сечения и верхними утолщенными концами прочно впаяны в коронку. Благодаря переменному сечению перьев вилка оказывается примерно равнопрочной по длине. Нижние концы перьев отогнуты по радиусу вперед, что позволяет вилке пружинить при езде, смягчая толчки со стороны дороги.

Пружинящие свойства вилок улучшают комфортабельность езды на велосипеде и снижают утомляемость велосипедиста. Стремление конструкторов создать особо «мягкие» вилки приводило к появлению передних вилок с сильно изогнутыми пружинящими перьями, идущими от коронки не вниз, как обычно, а назад и образующими широкую петлю. Однако, имея пониженную прочность и увеличенную массу, такая конструкция широкого распространения не получила.

Коронка вилки изготавливается литьем либо штампуется из стального листа. Сверху в коронку впаивается стержень, представляющий собой стальную трубу, на верхнем конце которой нарезана резьба М26x1,0 для установки конуса подшипника. Другой конус напрессовывается на нижнюю, несколько утолщенную часть стержня. Поверх коронки обычно надевается хромированный декоративный чехол, штампованный из тонкого стального листа.

Стержень вилки в сборе с головной трубой и подшипниками рамы составляет рулевую колонку велосипеда (рис. 24). Подшипники рулевой колонки состоят из чашек 4, запрессованных в концы головной трубы, помещенных в них шарикодержателей (сепараторов) с шариками диаметром 4 мм по 15 штук в каждом, верхнего 3 и нижнего 5 конусов, шайбы 2 и контргайки 1.

Шайба, установленная между верхним конусом и контргайкой, имеет ус, входящий в специальный паз в стержне вилки, который не позволяет ей повернуться вместе с верхним конусом и контргайкой вокруг оси стержня. Внутрь стержня вилки вставляют стержень руля и надежно его закрепляют.

Предыдущая | Оглавление | Следующая
 

 

 

2010. Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт.