Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт. На главную страницу

 


Глава II. Эксплуатация велосипеда
Разборка и сборка. Часть 6

Разборка и сборка втулки типа ГАЗ («Родина») (см. рис. 30). При неполной разборке втулки, отвернув гайки с правой и левой сторон втулки, вынимают колесо из рамы. Отогнув усики стопорной шайбы 4 с левой стороны втулки, отвертывают контргайку 3 и левый конус 5. После этого, держа рукой тормозной рычаг 19 с правой стороны втулки, вынимают из втулки ось. Чтобы не рассыпать и не перепутать шарики опорных подшипников, колесо наклоняют в левую сторону и, вынув ось наполовину, удаляют шарики левого подшипника.

После этого поворачивают колесо в правую сторону, извлекают ось из втулки и удаляют шарики правого опорного подшипника. Затем приступают к разборке тормозного узла. Специальным ключом, вставленным в пазы тормозного конуса 10, находящиеся между звездочкой 13 и правым фланцем втулки, вывертывают из корпуса тормозной конус. Следует помнить, что резьба на конусе левая и вывертывать его нужно по часовой стрелке.

Клик для увеличения

Конус вывертывается вместе с червячной гайкой 16 и сидящей на ней ведомой звездочкой. С внутренней стороны узла можно легко вывернуть подвижный конус 9. Промыв детали втулки керосином, можно контролировать состояние опорных подшипников и контактных конических поверхностей корпуса, тормозного и подвижного конусов.

Если после промывки втулки окажется, что подшипник свободного хода, оставшийся неразобранным на тормозном конусе, свободно вращается и не имеет слишком больших зазоров, его можно не разбирать. Точно так же контролируют состояние ступицы 22, дисков 21 ступицы и отжимной шайбы 20, оставшихся на оси у правого конуса. Ступица должна вращаться между дисками с небольшим трением.

При затрудненном вращении или слишком большом зазоре в подшипнике свободного хода для его регулирования отвертывают гайку 15 звездочки, снимают звездочку 13 и отвертывают регулировочный конус 12. При отвертывании гайки звездочки для удобства работы можно временно ввернуть тормозной конус в корпус втулки. Во время отвертывания регулировочного конуса 12 нужно принять меры предосторожности, чтобы не рассыпать мелкие шарики подшипника.

Собирают втулку в обратной последовательности. Внутрь тормозного конуса сначала вводят червячную гайку 16. Затем, для того чтобы шарики не рассыпались, шариковые дорожки смазывают пластичным смазочным материалом и вдавливают в него шарики. После этого навертывают на червячную гайку регулировочный конус 12. Конус завертывают неплотно, чтобы червячная гайка свободно вращалась внутри тормозного конуса.

На шлицы червячной гайки устанавливают звездочку 13 и закрепляют ее гайкой 15. Внутрь червячной гайки ввертывают подвижный конус 9. Он имеет левую резьбу, поэтому ввертывать его нужно против часовой стрелки до соприкосновения с конической поверхностью тормозного конуса. После сборки тормозного узла проверяют легкость вращения подшипника свободного хода.

Если зазор в подшипнике слишком мал — узел туго вращается, или, наоборот, если слишком велик, гайку 15 слегка отвертывают и, поворачивая регулировочный конус, регулируют зазоры, добиваясь почти полного их отсутствия при свободном вращении. Отрегулированный тормозной узел ввертывают в корпус втулки. Резьба здесь также левая.

Перед введением в корпус оси 8 с правым конусом на ней устанавливают диски 21 со ступицей 22 между ними. Отогнутые язычки ступицы должны быть направлены влево. Диски прижимают отжимной шайбой 20, ставят проставку, регулировочные шайбы 18 и навертывают тормозной рычаг. При установке во втулку правого конуса с находящейся на нем ступицей нужно проследить, чтобы отогнутые язычки ступицы вошли в пазы подвижного конуса.

После навертывания контргайки 3 проверяют вращение ступицы на оси. Она должна проворачиваться с некоторым усилием, обусловленным небольшим трением о диски. Это трение должна создавать отжимная шайба 20. Регулировать силу трения можно, отвинчивая или завинчивая тормозной рычаг при слегка отвернутой контргайке 3. После регулирования контргайку фиксируют стопорной шайбой 4, которая должна быть подложена под контргайку.

Перед введением оси внутрь корпуса шариковую дорожку правого подшипника смазывают пластичным смазочным материалом и вдавливают в нее шарики. Отогнутые язычки ступицы должны попасть в пазы подвижного конуса. После сборки подшипников их регулируют при установленном в раму колесе. Поэтому усики левой стопорной шайбы не загибают до окончания регулирования. При хорошо отрегулированных подшипниках колесо свободно вращается, при этом зазор в подшипниках не ощущается или едва ощутим.

Предыдущая | Оглавление | Следующая
 

 

 

2010. Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт.