Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт. На главную страницу

 


Глава II. Эксплуатация велосипеда
Разборка и сборка. Часть 7

Разборка и сборка каретки. Порядок разборки зависит от конструкции механизма каретки. Если чашки расположены снаружи относительно конусов, требуется снять с вала каретки оба шатуна. Раму кладут горизонтально, чтобы левая чашка и контргайка были наверху. Комбинированным ключом, прилагаемым к велосипеду, отвертывают контргайку, затем вывертывают левую чашку. Для облегчения вывертывания на чашке выполнен шлиц, куда можно ввести конец отвертки, специальный ключ или любую подходящую по толщине стальную пластину.

Чашка имеет правую резьбу. Вывернув чашку и не отпуская противоположного конца кареточного вала, взявшись за правый конец вала, поднимают его вместе с чашкой вверх. Шарики левого подшипника останутся в чашке, прижатые конусом вала. Шарики правой стороны могут высыпаться через отверстие правой чашки. Поэтому под правую чашку надо подложить тряпку.

Правую чашку вывертывать не нужно. Она должна быть ввернута в кареточный узел до упора. Нужно иметь в виду, что резьба у этой чашки левая. Промыть ее можно ветошью, намотанной на деревянную палочку. При наличии в подшипниках сепараторов разборка и сборка механизма упрощается. Собирают механизм в обратном порядке. При отсутствии сепараторов шариковые дорожки обеих чашек обильно смазывают пластичным смазочным материалом и вдавливают в него шарики (по 11 штук с каждой стороны).

На короткую шейку вала надевают левую чашку с шариками и, стараясь не рассыпать шарики, вставляют вал сквозь кареточный узел рамы в отверстие правой чашки, после чего ввертывают левую чашку и стопорят ее, отрегулировав зазоры в подшипниках. Если в подшипниках имеются сепараторы, нужно следить, чтобы они были правильно установлены: открытыми шариками сепараторы должны быть направлены в сторону чашки, а сплошным кольцом в сторону конуса.

При разборке кареточного механизма, у которого конусы расположены снаружи относительно чашек, не требуется снимать правый шатун с ведущей звездочкой с вала каретки. Для его разборки нужно снять левый шатун, освободить механизм от пылезащитного колпачка из пластмассы, если он имеется, отвернуть шестигранную контргайку, вращая ее по часовой стрелке (левая резьба), снять шайбу с усом и отвернуть левый конус, навернутый на вал. Освободив вал от левого конуса, можно вынуть его за правый шатун из кареточного узла.

После этого из чашек, запрессованных в кареточный узел рамы, легко удаляются сепараторы с подшипниками. Если нужно снять правый конус для замены, придется снять с вала правый шатун со звездочкой. Резьба у правого конуса тоже левая. При установке конуса обратно его нужно плотно довернуть до упора. Порядок сборки — обратный. При этом нужно следить за правильностью ориентировки сепараторов: кольцо сепаратора не должно тереться о шариковые дорожки.

Шатуны должны быть расположены строго взаимно противоположно. Для этого клинья должны быть направлены гайками в противоположные стороны. В противном случае шатуны окажутся установленными под углом, равным удвоенному углу наклона среза клина. Это приведет к неправильной, неравномерной работе ног велосипедиста.

Клинья рекомендуется затягивать плотно. В процессе затягивания клина полезно через деревянную прокладку слегка ударять молотком по торцу клина. При неплотной посадке клина возможны ослабление крепления соединения, деформации и порча соединяемых деталей, чаще всего самого клина. Для того чтобы при забивании клиньев не повредить шариковые дорожки чашки и конуса, шатун следует опереть противоположной стороной о какой-нибудь массивный металлический предмет.

Предыдущая | Оглавление | Следующая
 

 

 

2010. Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт.