Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт. На главную страницу

 


Глава II. Эксплуатация велосипеда
Разборка и сборка. Часть 8

Разборка и сборка колеса. Разборка колеса может потребоваться для замены обода или втулки. Сборка колеса облегчается, если правильность расположения спиц проверять по другому, собранному колесу. Поэтому если требуется разборка обоих колес, делать это лучше последовательно: сначала разобрать и собрать одно колесо, потом другое.

Разборку начинают с ослабления спиц. Ниппельный ключ надевают на квадратную часть ниппеля и, повернув его на два-три оборота по часовой стрелке, ослабляют последовательно все спицы. Из желоба обода удаляют предохранительную ободную ленту. Отверткой со стороны шлицованной головки ниппеля отвертывают поочередно все ниппели, после чего извлекают спицы из отверстий.

Процесс сборки колеса можно разделить на два самостоятельных этапа: установку спиц и центрирование колеса. Установка спиц в отверстиях обода и фланцев втулки требует особого внимания и продуманных действий. Если при сборке колеса используют старые спицы (например, при замене поврежденного обода), необходимо заменить поврежденные ниппели и спицы новыми и тщательно проверить возможность свинчивания старых.

Для удобства сборки ниппель должен свободно от руки навинчиваться на спицу по всей длине резьбы. Спицы при разборке колеса полезно сгруппировать на две части, для каждой стороны колеса. Это особенно необходимо при наборе спиц заднего колеса спортивного велосипеда, так как у бестормозной втулки фланцы расположены несимметрично относительно плоскости колеса: правый фланец на несколько миллиметров сдвинут к середине колеса. Поэтому и длина спиц правой и левой сторон колеса различна.

В зависимости от положения спиц в колесе их можно разделить на четыре группы: внутренние и наружные спицы правого фланца втулки и внутренние и наружные спицы левого фланца. Заднее колесо велосипеда имеет 36 спиц. Передние колеса дорожных велосипедов могут иметь 36 или 32 спицы. При приобретении запасных деталей для колеса нужно иметь в виду, что число отверстий в ободе должно соответствовать числу отверстий во фланцах втулки.

Собирают колесо в строго определенном порядке. Сначала четвертую часть (девять или восемь) всех спиц вставляют в отверстия одного фланца втулки через одно отверстие головками наружу. Если отверстия во фланце раззенкованы с одной стороны, то головка спицы должна попасть в раззенкованное отверстие так, чтобы она оказалась почти в одной плоскости с поверхностью фланца.

Затем любую из этих спиц резьбовым концом вводят в одно из отверстий обода. Отверстия на ободе через одно смещены по отношению к середине обода вправо и влево, поэтому нужно выбрать на ободе ряд отверстий, соответствующий правому или левому положению фланца на втулке. Спицы закрепляют в ободе, навернув на них ниппели и проложив ниппельные шайбы между головками ниппелей и ободом.

Спицы вставляют, пропустив три, в четвертое по счету отверстие обода, не считая ниппеля уже закрепленной спицы. В результате спицы должны равномерно расположиться в ободе (рис. 58, а). Таким образом будет набрана группа внутренних спиц головками наружу правой или левой стороны колеса. Затем в свободные отверстия того же фланца втулки головками изнутри вставляют наружные спицы этой же стороны колеса.

Существует строгий порядок взаимного расположения спиц на каждой стороне колеса, причем для заднего и переднего колес порядок может быть несколько различным. На заднем колесе каждая наружная спица должна последовательно, начиная от фланца, пересечь три внутренние спицы. Первый раз спицы перекрещиваются у головок в пределах фланца и далее еще в двух местах по направлению к ободу. На переднем колесе каждая наружная спица пересекает две внутренние спицы.

Для правильной установки первой спицы наружной группы, определяющей порядок сборки, ее приводят в такое положение, чтобы она у самой головки в пределах фланца пересекалась с соседней спицей внутренней группы. Затем конец выбранной спицы заводят при сборке заднего колеса в десятое отверстие в ободе (пропустив девять), считая от ниппеля той спицы, с которой выбранная нами спица пересеклась первый раз в пределах фланца втулки, и закрепляют ее ниппелем. При сборке переднего колеса, имеющего 32 спицы, спицу заводят в шестое (пропустив пять) отверстие.

Некоторые велосипеды, например все спортивные, особенно те, у которых переднее колесо, как и заднее, имеет 36 спиц, имеют одинаковый порядок набора спиц на обоих колесах. Поэтому прежде чем разбирать переднее колесо, следует установить, по какому типу оно набрано и при сборке выполнять соответствующий порядок сборки.

При последнем пересечении устанавливаемой спицы с уже установленной желательно подвести ее снизу, чтобы ранее установленная внутренняя спица оказалась поверх наружной, устанавливаемой в данный момент. Ниппель новой спицы должен попасть в середину промежутка между отверстиями обода, уже занятыми спицами внутренней группы (рис. 58, б).

Последующие наружные спицы устанавливают в четвертые отверстия обода, не считая ниппелей уже установленных наружных спиц. В процессе сборки натягивать спицы не нужно. Достаточно навернуть ниппель на спицы от руки, так чтобы торец спицы оказался в одной плоскости с головкой ниппеля. Правильность набора спиц проверяют по второму неразобранному колесу велосипеда.

Перед сборкой колеса, особенно если оно малого диаметра, например с посадочным диаметром обода 406 мм, обычно обращают внимание на то, где расположится отверстие в ободе под вентиль шины. Две соседние с вентилем спицы могут расположиться с наклоном в сторону вентиля или почти параллельно ему. Последний случай предпочтительнее, так как оставляет больше пространства около головки вентиля и обеспечивает большую свободу действий при накачивании шины. У колес большого диаметра расположение вентиля почти не влияет на удобство накачивания шины.

Предусмотреть правильное расположение отверстия под вентиль следует в самом начале сборки первой группы спиц с ободом. Нужно избегать расположения одной из спиц на ободе рядом с отверстием под вентиль, оставляя это место для наружной спицы следующей группы. Данное правило действительно только при условии использования при сборке схемы, приведенной на рис. 58.

Установка спиц другой стороны колеса аналогична уже рассмотренной. Начинать продевать спицы в отверстия фланца можно с любой стороны — внутренней или наружной, обращая внимание на раззенковку отверстий фланца. При заведении резьбового конца спицы в отверстие обода нужно следить, чтобы спица была наклонена в ту же сторону, что и аналогичная наружная или внутренняя спица противоположной стороны колеса.

При определении отверстия в ободе для закрепления очередной спицы следует иметь в виду, что отверстия противоположных фланцев втулки смещены по окружности на половину шага, поэтому конец устанавливаемой спицы нужно помещать в отверстие обода, расположенное до или после ниппеля аналогичной спицы другой стороны, в зависимости от направления смещения отверстий под спицы во фланце.

Правильность набора спиц второй стороны колеса также полезно проверять по неразобранному колесу велосипеда. После полной установки спиц второго ряда колесо считается подготовленным к центрированию. В предварительно собранном колесе спицы не должны быть сильно натянуты, но натяжение их должно быть по возможности равномерным. В таком положении можно приступать к центрированию колеса. Переднее колесо ставят в вилку велосипеда, стоящего вверх колесами, заднее вставляют в раму.

Колесо хорошо закрепляют и устраняют зазоры в подшипниках. Вращая колесо, мелом отмечают те места обода, которые отклоняются от плоскости вращением колеса, таким же образом отмечают радиальное биение. Для отметки биений кусок мела опирают на перо вилки и, постепенно приближая его к вращающемуся ободу, оставляют им след на соответствующей части обода. Затем, ориентируясь на отмеченные места, подтягивают или ослабляют спицы, добиваясь выправления обода.

В процессе центрирования постепенно подтягивают все спицы, не допуская их перетяжки. Нужно помнить, что при натягивании спиц одной стороны колеса, спицы другой стороны нужно несколько ослаблять. При устранении радиального биения обода спицы поочередно подтягиваются, начиная от середины выступающего участка. На впадинах спицы ослабляют. Если обод имеет и выступающие участки и впадины, то для того, чтобы не перетянуть спицы, начинают с ослабления спиц на впадинах.

После устранения биений колеса отдельные ослабленные спицы осторожно подтягивают, добиваясь равномерного натяжения всех спиц. У хорошо сцентрированного обода боковое и радиальное биение не должно превышать 2 мм. Центрирование велосипедного колеса требует терпения и некоторого опыта, который приобретается только на практике.

Поэтому при неудачно отцентрированном колесе не следует спешить отпиливать выступающие из ниппелей концы спиц, а повторить операцию снова, добиваясь приемлемого результата. Только после окончательной проверки центрирования концы спиливают напильником в одну плоскость с головкой ниппеля.

Предыдущая | Оглавление | Следующая
 

 

 

2010. Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт.