Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт. На главную страницу

 


Глава II. Эксплуатация велосипеда
Регулирование узлов. Часть 1

Велосипед требует внимательного отношения при обслуживании. В процессе эксплуатации велосипеда его различные узлы постепенно изнашиваются, соединения ослабевают, поэтому время от времени приходится проверять и регулировать подшипники и подтягивать соединения. При этом нужно учитывать, что чем хуже условия эксплуатации, тем чаще приходится регулировать узлы.

Шарикоподшипники. У велосипедов имеется шесть узлов с шарикоподшипниками, подлежащих регулированию: втулка переднего и заднего колес, каретка, педали и рулевая колонка. У велосипедов с бестормозными задними втулками регулируют также подшипники трещотки.
При неправильно проведенном регулировании подшипников велосипед может выйти из строя.

Правильное регулирование обеспечивает максимальную легкость хода велосипеда и долгий срок службы подшипников. Общим признаком надлежащего состояния подшипника является наличие едва ощутимого на ощупь бокового зазора. Слишком туго затянутый подшипник как и слишком большой зазор в нем приводят к ускоренному его изнашиванию.

Зазоры в подшипниках во всех случаях регулируют, завертывая или отвертывая регулировочные детали. Обычно поворот по часовой стрелке ведет к уменьшению зазора. Фиксация этих деталей в нужном положении осуществляется при помощи контргаек. Для того чтобы регулировка не сбивалась при случайном повороте регулирующей детали при стопорении, между ней и контргайкой прокладывают шайбу с усом, который входит в продольный паз неподвижной оси, не позволяя поворачиваться шайбе.

Добиться правильной регулировки легче после небольшой практики. Поэтому имеет смысл отрегулировать даже новый, только что купленный велосипед, тем более что часто заводская регулировка нарушается при транспортировании.
Подшипники переднего колеса регулируют вращением левого конуса, на котором имеются лыски под ключ для конусов. Перед регулированием необходимо ослабить левую наружную гайку и контргайку.

Выбрав излишний зазор, нужно, удерживая ключом для конусов конус в нужном положении, затянуть контргайку, а затем наружную гайку и проверить регулировку. При правильно отрегулированных подшипниках колесо свободно вращается, после прекращения кругового вращения по инерции колесо должно под действием веса вентиля несколько раз качнуться («дать отдачу»).

Боковое перемещение колеса нужно проверять, взявшись пальцами за его обод и одновременно касаясь рукой пера вилки. Не следует добиваться полного отсутствия перемещения, так как это возможно только при новых, неизношенных подшипниках. Обычно для подшипников не удается добиться одинакового зазора по всей окружности колеса. Слишком большая разница зазора при повороте колеса свидетельствует о необходимости замены подшипников.

Так же регулируют подшипники бестормозных задних втулок с трещоточным механизмом свободного хода. Необходимость регулирования подшипников трещотки возникает крайне редко. Для устранения слишком большого зазора в подшипниках трещотки необходимо снять заднее Колесо, отвернуть специальным ключом наружный конус трещотки и, стараясь не рассыпать шарики, удалить одну или две тонкие металлические прокладки, уложенные между корпусом трещотки и конусом.

Затем надо туго затянуть конус и проверить регулировку. Задняя тормозная втулка типа «Торпедо» регулируется без снятия колеса с велосипеда. Одновременно регулируются зазоры во всех трех подшипниках втулки. Для регулирования отвертывают на один-два оборота наружные гайки и ослабляют контргайку со стороны тормозного рычага. Контргайка имеет пазы под специальный ключ. Затем на квадратный конец оси колеса со стороны звездочки надевается ключ.

Осторожно поворачивая ось по часовой стрелке, устраняют зазоры в подшипниках, после чего слегка ослабляют их крепление, чтобы колесо начало поворачиваться под действием веса вентиля. Придерживая конец оси, затягивают плотно сначала контргайку, а потом и наружные гайки. Если после проверки бокового зазора окажется, что подшипники недостаточно хорошо отрегулированы, операцию повторяют, добиваясь нужного результата.

Для регулирования подшипников педалей необходимо завернуть или отвернуть конус на конце педальной оси. От самопроизвольного отвертывания конусы закреплены контргайками, а между конусом и контргайкой установлены шайбы с усом. Отвернув колпачок педали, получают доступ к конусу и контргайке. Если они закрыты наружной пластиной педали, для ее снятия приходится отвертывать гайки шпилек и вынимать концы шпилек из задней пластины.

Контргайку отвертывают на полоборота гаечным ключом, в шлиц на конусе вводят жало отвертки и поворачивают конус в нужном направлении. На обеих педалях конусы имеют правую резьбу. Устранив излишний зазор, затягивают контргайку, а педаль собирают и навертывают на место колпачок.

При регулировании подшипников рулевой колонки нужно иметь в виду, что даже незначительный зазор здесь недопустим, в то же время передняя вилка должна свободно поворачиваться в головной трубе рамы. При наличии зазора появляется неприятный стук и дрожание руля во время движения. Нижний подшипник в этом случае ускоренно изнашивается.

Для регулирования подшипников специальным ключом, входящим в комплект инструмента, отвертывают контргайку рулевой колонки и вручную, взявшись за накатанную часть верхнего конуса, регулируют подшипники. Применять какой-либо инструмент (ручные тисочки, газовые ключи) нельзя, так как излишняя затяжка подшипников может привести к разрушению шариками тонкого упрочненного слоя беговых дорожек и чашек подшипников.

Затем затягивают контргайку. При регулировании нужно учитывать, что после затяжки контргайки конусы еще немного стянутся. Поэтому после затяжки нужно проверить легкость вращения вилки и, если регулировка нарушилась, то несколько ослабить затяжку верхнего конуса.

Регулировать подшипники кареточного механизма удобно при снятой со звездочки цепи. В этом положении легко проверить правильность затяжки подшипников; вал каретки должен свободно вращаться без заеданий и излишнего зазора. Чтобы отрегулировать подшипники кареточного механизма с наружными конусными подшипниками (см. рис. 34), не обязательно снимать шатуны с оси.

Велосипед ставят на руль и седло. Проверяют, плотно ли затянута на резьбе правая чашка подшипника, расположенная между звездочкой и рамой. Если между буртом чашки и корпусом каретки видна щель, то шатун со звездочкой придется снять и специальным ключом хорошо затянуть чашку, помня, что у нее левая резьба. Шатун со звездочкой ставят на место, проверив правильность установки клина.

Для регулирования затяжки подшипников с левой стороны каретки отвертывают кольцевую контргайку и подтягивают или ослабляют подшипники, ввертывая или вывертывая левую чашку (у левой чашки правая резьба). После регулирования, удерживая ключом чашку в нужном положении, затягивают контргайку. Если после затяжки контргайки оказались недопустимо затянуты подшипники, то операцию повторяют. Зазор по всей окружности должен быть едва заметен при покачивании механизма за конец шатуна.

По тому же принципу регулируют подшипники каретки с внутренними конусными подшипниками (см. рис. 34). Чашки плотно запрессованы в корпус каретки на заводе-изготовителе, поэтому проверку плотности установки чашек проводить не приходится. Для регулирования подшипников снимают левый шатун с крышкой, освободив доступ к левому конусу и контргайке. Отвертывают контргайку и регулируют подшипники, поворачивая конус на оси. И конус и контргайка имеют левую резьбу.

Между контргайкой и конусом должна находиться шайба с усом (шпоночная шайба), препятствующая случайному повороту конуса. Тем не менее при регулировании нужно учитывать, что при завертывании контргайки подшипники могут несколько затянуться, и поэтому оставлять зазор немного больше желаемого.

Встречаются конструкции кареточных узлов, у которых левый конус и контргайка закрыты пластмассовой крышкой. В этом случае шатун можно не снимать, а, сдвинув крышку с корпуса каретки, получить таким образом доступ к регулировочным деталям.

Предыдущая | Оглавление | Следующая
 

 

 

2010. Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт.