Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт. На главную страницу

 


Глава II. Эксплуатация велосипеда
Регулирование узлов. Часть 3

Переключатель передач. Безотказная работа переключателя определяется тремя условиями: находящаяся на средней звездочке трещотки цепь должна быть параллельна оси плоскости рамы велосипеда, длина цепи должна быть правильно подобрана, крайние положения переключателя должны быть четко зафиксированы винтами-ограничителями. Регулировка заключается в правильной установке этих параметров.

Отклонение цепи от нормального положения, параллельного плоскости рамы, обусловлено чаще всего деформацией рамы велосипеда. Небольшие перекосы цепи могут быть исправлены путем подкладывания проставочных шайб между наконечниками цепной вилки и конусами втулки заднего колеса. Если исправить дефект не удается, нужно, разобрав велосипед, проверить правильность формы рамы и исправить ее приемами, описанными в разделе «Выправление погнутых деталей велосипеда».

Параллельность цепи плоскости рамы велосипеда проверяется на глаз при установке ее на среднюю звездочку трещотки. Если трещотка имеет четыре звездочки, правильность положения цепи проверяют на второй и третьей звездочках. Углы отклонения цепи на этих звездочках должны быть примерно равны, но противоположны.

Правильную длину цепи можно определить по внешнему виду передачи (рис. 57). При контроле цепь должна находиться на самой большой из ведомых звездочек. Небольшие отклонения от правильной длины цепи можно попытаться компенсировать перемещением оси заднего колеса в продольных пазах наконечников цепной вилки. При сильно растянутой или очень короткой цепи из нее удаляют или добавляют звенья.

Для фиксирования крайних положений переключателя велосипед лучше всего поставить вверх колесами на руль и седло, чтобы вращением ведущей звездочки можно было проверить работу переключателя. Перед этим нужно убедиться, что монетка переключателя установлена в надлежащем месте, а корпус монетки прочно закреплен и не проворачивается на трубе рамы при переключении передач.

Цепь нужно перевести на самую малую звездочку трещотки, повернув ручку монетки от себя до отказа и медленно проворачивая шатуны по ходу велосипеда. После этого следует освободить конец троса на переключателе, отвернув винт 3 крепления троса (см. рис. 38). Задним винтом-ограничителем 2 нужно точно зафиксировать крайнее положение переключателя, когда цепь находится на малой звездочке.

Затем, взявшись пассатижами за конец троса и несильно его натягивая, надо прочно закрепить трос винтом 3. Затем необходимо проверить степень натяжения троса. При повороте ручки монетки от себя до отказа ослабление троса должно быть минимальным. Для фиксирования другого крайнего положения переключателя цепь перебрасывают на самую большую звездочку, повернув ручку монетки на себя и медленно вращая шатуны.

Повертывая передний винт-ограничитель 2, добиваются правильного положения переключателя в крайнем положении. Чтобы избежать самопереключения передач, ручка монетки должна поворачиваться в корпусе от руки с некоторым усилием. Затяжку монетки регулируют гайкой-барашком 9. Когда цепь находится на самой большой звездочке, минимальное расстояние между левой пластиной 10 с беговыми роликами и спицами заднего колеса должно составлять 3 мм.

Специальный винт 6 для крепления переключателя, имеющий шестигранное отверстие под ключ, должен быть плотно затянут и должен давать возможность переключателю свободно без большого зазора вращаться на нем назад по ходу велосипеда. Натяжение цепи беговыми роликами можно регулировать, перемещая отогнутый конец пружины 19 в нужное отверстие пластины 18, в которой шесть таких отверстий расположены по окружности. Для этого надо вывернуть из пластины винт 20.

Для обеспечения четкой работы переключателя необходимо следить за его чистотой. Все шарнирные соединения должны работать легко, без заеданий. Беговые ролики должны легко вращаться. Смазывать подшипники беговых роликов и шарнирные соединения нужно жидким смазочным материалом, обязательно тщательно удалять снаружи его излишки. Периодичность смазывания устанавливают по потребности, исходя из условий эксплуатации велосипеда.

Если на велосипеде имеется передний переключатель, то его крайние положения регулируют аналогично. Положение переключателя на подседельной трубе рамы должно быть выбрано таким образом, чтобы расстояние от вершин зубьев большей ведущей звездочки до внутренней щечки вилки 2 (см. рис. 39) было не менее 2 мм.

Задний переключатель без параллелограммного механизма, в котором беговые ролики в поперечном направлении перемещались под действием цилиндрического пальца, регулируют подобным же образом. Все, что касается положения цепи и ее натяжения, относится и к переключателю этого типа. Крайнее положение беговых роликов, когда цепь находится на большой звездочке трещотки, фиксируют поворотом на резьбе втулки, в которой размещен палец.

Контргайка втулки при регулировании должна быть ослаблена, а трос отпущен. Положение переключателя, когда цепь находится на малой звездочке, регулируют специальной гайкой, перемещающей оболочку троса, так, чтобы при переброске зубчатки цепи с большей звездочки на самую малую цепочка переключателя уперлась в оболочку троса и предохраняла цепь от спадания со звездочки.

Такой переключатель менее надежен, поэтому рекомендуется перед каждым выездом проверить затяжку всех резьбовых соединений. Особое внимание следует обратить на зазор между внутренней щекой узла беговых роликов и спицами колеса, который при положении цепи на большой звездочке должен быть не менее 3 мм. Цепь должна быть всегда натянута. Ее натяжение регулируют перемещением ушка конической пружины переключателя в специальных пазах на чашке корпуса переключателя.

Предыдущая | Оглавление | Следующая
 

 

 

2010. Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт.