Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт. На главную страницу

 


Глава III. Ремонт велосипеда
Ремонт велосипеда в дорожных условиях. Часть 2

При поломке спицы колеса при первой же возможности ее заменяют новой из запасных. На переднем колесе и левой стороне заднего колеса извлечь лопнувшую спицу легко. Сломанную спицу правой стороны заднего колеса в пути заменить трудно. В этом случае обломок спицы, оставшийся во втулке, привязывают проволокой к соседней спице и продолжают движение.

Из ниппеля остаток спицы вывертывают, причем важно не перепутать направление вращения, иначе можно проколоть камеру ввертывающимся в нее концом спицы. Обломки спицы лучше не выбрасывать, а увезти с собой, чтобы потом по их суммарной длине подобрать запасную спицу нужного размера.

Даже не очень сильное биение колеса («восьмерку») надо сразу устранить. Если обод сильно погнут, его нужно снять с велосипеда, ослабить спицы, положить на землю, встать на обод одной ногой, а другой сильно нажать на соответствующее место обода. Проделав это несколько раз, надо добиться того, чтобы обод принял более или менее правильную форму. Затем надо сцентрировать колесо в вилке, как описано выше.

При столкновении с препятствиями могут погнуться перья передней вилки, трубы рамы и руля. При падениях набок гнутся шатуны, педальные оси и ведущая звездочка. Если погнулось перо передней вилки, из нее вынимают колесо. Перо вилки или оба пера зажимают между какими-либо близко расположенными предметами (деревьями и т. п.) и, нажимая на вилку, выправляют ее.

Выправлять нужно осторожно и постепенно, все время проверяя, не повреждается ли пайка перьев в коронке или стержень вилки. Для удобства работы можно вынуть вилку из рамы. Исправлять нужно до тех пор, пока колесо не перестанет задевать за перья вилки или нижнюю трубу рамы. Окончательный ремонт нужно провести в условиях мастерской, где есть возможность пропаять лопнувшие швы.

Если трубы рамы изогнулись в вертикальной плоскости, можно осторожно продолжать движение. В случае поперечного изгиба труб продолжать движение рискованно, так как в результате перекоса узлов концы труб могут выйти из узла. Изгиб трубы следует хотя бы частично устранить при помощи палки и веревки, как описано выше. Вместо палки можно использовать столб или ствол дерева.

Погнутый шатун может задевать за цепную вилку. Чтобы это устранить, нужно, не разбирая кареточного узла, привязать к шатуну палку и, взявшись за нее, разогнуть шатун. Велосипед нужно крепко держать за руль и седло. Ни в коем случае не следует выправлять шатун рычагом, хотя бы и деревянным, опирая конец рычага на трубы рамы, так как рама в этом случае легко может быть деформирована.

Нельзя также пытаться выправить шатун ударами молотка или топора, так как повреждаются подшипники кареточного узла. При помощи молотка можно выправить только левый шатун, сняв его с вала и положив на ровную поверхность, например на доску. Удары нужно наносить через прокладку из мягкого металла или дерева.

Выправить погнутую педальную ось можно, не вывертывая ее из шатуна. Для этого педаль нужно разобрать и снять с оси. Головку шатуна нужно опереть о деревянный предмет, например пень, и нажать на конец оси сверху. При таком способе исправления оси одновременно с ней выправляется и шатун, который обычно деформируется при ударе вместе с осью.

При падении иногда деформируется ведущая звездочка цепной передачи, при этом она начинает бить при вращении и цепь с нее соскакивает. В худшем случае звездочка начнет задевать за цепную вилку. Выправляют звездочку, не снимая с велосипеда. В фасонные прорези диска звездочки вставляют палку и отгибают звездочку в нужную сторону.

Если ломается труба рамы, в место поломки вставляют выстроганную по внутреннему диаметру трубы деревянную вставку и соединяют на ней концы поломанной трубы. Сверху на место соединения накладывают две планки и стягивают проволокой. Планкам желательно придать желобчатую форму.

Таким способом удается соединить те трубы рамы, которые работают на сжатие, — подседельную и верхнюю. Продолжать поездку на раме с лопнувшей нижней трубой опасно. Сломанную трубу руля можно временно отремонтировать указанным способом или просто заменить отломанную часть руля палкой подходящего диаметра.

Предыдущая | Оглавление | Следующая
 

 

 

2010. Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт.