Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт. На главную страницу

 


Глава I. Основные сведения и особенности конструкции велосипеда.
Ручной тормоз. Часть 1

Велосипед, как всякое колесное транспортное средство, должен быть оборудован надежными тормозами, дающими возможность замедлять и останавливать его движение. Тормоза должны обеспечивать возможность экстренной остановки.
На велосипедах применяют тормоза с ножным и ручным приводом. Первые приводятся в действие нажатием ноги на педаль в направлении, обратном движению, вторые — нажатием руки на рукоятку, установленную на руле.

Дорожные велосипеды, включая велосипеды для подростков, обычно снабжаются встроенным в заднюю втулку тормозом с ножным приводом. Такой тормоз надежно и плавно останавливает велосипед, удобно и быстро приводится в действие, не требует специального ухода и регулировки в процессе эксплуатации. Для обеспечения безопасности дорожные велосипеды с тормозными задними втулками должны быть дополнительно оборудованы тормозом на переднем колесе с ручным приводом, так как существует вероятность отказа тормозной втулки, например, вследствие соскакивания приводной цепи при плохой регулировке ее натяжения.

Велосипеды с бестормозными задними втулками со свободным ходом оборудуются тормозами с ручным приводом на оба колеса. В качестве тормозной поверхности в таких тормозах используются ободья колес, к которым прижимаются резиновые колодки. На современных велосипедах применяют тормоза клещевого типа, действующие на боковую часть обода симметрично с двух сторон колеса. Они приводятся в действие дистанционно через гибкий трос посредством нажатия на рукоятку.

Существуют две разновидности клещевых тормозов: с боковой тягой и с центральной тягой, получившие широкое распространение на спортивно-шоссейных и спортивно-туристских велосипедах. Тормоза с боковой тягой проще по конструкции, и их устанавливают чаще всего на дорожных велосипедах, не имеющих задних тормозных втулок. Такого же типа тормоз применяется в качестве дублирующего на переднем колесе дорожных велосипедов, имеющих основной тормоз во втулке заднего колеса. В последнее время в связи с совершенствованием конструкции тормозов с боковой тягой они вновь начали применяться и на спортивных велосипедах.

Клещевой тормоз с боковой тягой (рис. 46). Состоит из двух скоб 10 и 11, имеющих возможность поворачиваться на шпильке 9, закрепленной в коронке передней вилки или на мостике подседельных стоек рамы. Скобы могут быть литыми из алюминиевого сплава или штампованными из стального листа толщиной 3 мм. Специальная пружина 7 поддерживает скобы в постоянно разведенном состоянии. На концах скоб закрепляются гайками металлические колодкодержатели с резиновыми колодками.

Положение колодок можно регулировать по высоте, так как они закреплены в овальных отверстиях. К рычагу правой скобы присоединен специальным винтом сердечник гибкого троса, к рычагу левой скобы через специальный кронштейн-державку присоединена и опирается на него оболочка троса. Тормоз приводится в действие при нажатии на установленную на руле рукоятку 1. Она может быть установлена на руле в удобном месте при помощи хомутика 5.

На некоторых тормозах иногда установлен специальный кулачковый рычажок 12, служащий для ослабления троса и разведения колодок в стороны, чтобы обеспечить свободный проход накачанной шины при демонтаже колеса. При повороте кулачкового рычажка в исходное положение восстанавливается зазор между колодками и ободом колеса.

Предыдущая | Оглавление | Следующая
 

 

 

2010. Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт.