Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт. На главную страницу

 


Глава I. Основные сведения и особенности конструкции велосипеда.
Руль. Часть 1

Руль служит для управления передним колесом велосипеда и для опоры руками при езде. От высоты и формы руля зависит удобство посадки на велосипеде и правильность распределения нагрузки между передним и задним колесами, что влияет на устойчивость и управляемость велосипеда.
Руль представляет собой трубчатую конструкцию, жестко связанную с передней вилкой велосипеда (рис. 41). Основными элементами руля являются стержень 2 руля, рулевая труба 6 и соединяющая деталь — вынос 3.

Соединение стержня и трубы руля может быть жестко фиксированным, когда положение рулевой трубы нельзя изменить, и поворотным, позволяющим устанавливать и закреплять рулевую трубу в различных положениях. Жестко фиксированные рули в настоящее время почти не применяются и встречаются главным образом на детских велосипедах. Поворотное крепление рулевой трубы представляет собой клеммовое соединение. Иногда клеммовое соединение руля комбинируется со шлицевым (с мелкими треугольными шлицами).

Конструкции клеммовых соединений могут быть самыми различными. Простейшие из них представляют собой хомутик, стягиваемый отдельным болтом. Встречаются конструкции, где зажим хомутика осуществляется тем же болтом, которым руль закрепляется в стержне передней вилки. В последнее время в связи с требованиями безопасности головки болтов клеммовых соединений делают потайными с внутренним шестигранником под специальный ключ.

Для крепления стержня руля в стержне передней вилки служит распорный конус, который входит в нижнюю часть стержня руля, имеющего в этом месте два продольных разреза. Распорный конус, вдвигаясь внутрь раздвоенного конца трубы, упруго распирает ее половины, прижимая их к внутренней поверхности стержня вилки. Силы трения, возникающие при этом, препятствуют относительному провороту и сдвигу труб. Распорный конус вдвигается внутрь трубы при вращении длинного затяжного болта, проходящего внутри стержня руля.

Затяжка производится вращением болта, головка которого выходит на поверхность выноса руля. По тому же принципу работает крепление руля при помощи односкосного клина, имеющее несколько меньшее распространение (см. рис. 41). Это соединение очень надежно и удобно тем, что для освобождения руля не требуется осадки расклинивающей детали ударом молотка по головке затяжного болта, как это делается при креплении руля распорным конусом.

Рули складных велосипедов могут иметь быстродействующее крепление, позволяющее при помощи стяжного хомута, сжимающего верхнюю разрезную часть стержня передней вилки, освобождать стержень руля. Форма руля зависит от назначения и типа велосипеда, так как наряду с седлом определяет тип посадки велосипедиста.

Предыдущая | Оглавление | Следующая
 

 

 

2010. Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт.