Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт. На главную страницу

 


Глава I. Основные сведения и особенности конструкции велосипеда.
Шины. Часть 2

При движении по деформируемой опорной поверхности, где сопротивление качению определяется в основном затратами энергии на деформацию грунта, большое значение имеет удельная нагрузка в контакте шины с дорогой. Отсюда и заметное снижение в этом случае сопротивления качению при широкой шине и уменьшении внутреннего давления в ней.

Оптимальное внутреннее давление подбирается опытным путем. Ориентировочно номинальным внутренним давлением для наиболее распространенной дорожной шины 40—622 считается 0,2 МПа. Для шин узкого профиля (32—590) максимальное давление составляет 0,32 МПа, а в шинах спортивных велосипедов оно может достигать значительно больших Значений.

Большое влияние на сопротивление качению оказывают затраты энергии на внутреннее трение в покрышке и на трение протектора о дорогу, поэтому легкость хода велосипеда зависит от материалов, из которых сделана шина, ее конструкции и характера рисунка протектора. Меньшим сопротивлением качению обладают шины с большим содержанием натурального каучука по сравнению с шинами, в которых преобладает синтетический каучук.

Замечено также, что шина с сильно изношенным протектором, на котором не заметно рисунка, при пониженном внутреннем давлении обладает повышенным сопротивлением качению на твердой дороге. Такую шину не следует долго эксплуатировать еще и потому, что она более склонна к боковому скольжению на поворотах и легко прокалывается острыми предметами.

Современная дорожная велосипедная шина состоит из резинотканевой оболочки — покрышки (рис. 48), воздухонепроницаемой резиновой трубки кольцевой формы — камеры, в рабочем состоянии наполненной воздухом под давлением, и ободной ленты. Амортизирующая способность шины зависит от давления воздуха в ней и эластичности покрышки.

Работа пневматической шины сложна и напряженна. Шина должна обладать большой эластичностью, прочностью и износостойкостью, так как она воспринимает радиальную, касательную и боковую нагрузки, смягчает толчки и удары, хорошо сопротивляется истиранию и многократным сложным деформациям. Наряду с этим она должна иметь малое сопротивление качению.

Покрышка имеет каркас, изготовленный из двух слоев обрезиненного корда. Он представляет собой основную силовую часть шины, воспринимающую всю нагрузку как от внутреннего давления воздуха в камере, так и создающуюся в результате передачи на шину сил, возникающих в процессе качения колеса велосипеда.

Кордные слои располагаются в шине крест-накрест и закреплены на проволочных бортовых кольцах. Слои корда можно увидеть на внутренней стороне покрышки. Корд представляет собой ткань, состоящую из прочных нитей основы и редких, тонких и непрочных нитей утка. Угол между нитями основы слоев корда равен примерно 80°. Нити утка в работе шины не участвуют и нужны лишь в технологических целях при изготовлении (сборке) покрышки.

Сверху покрышку покрывает слой резины, тонкий на боковых ее частях (боковинах) и массивный по беговой поверхности — протектору. Канавки и выступы на его поверхности образуют рисунок протектора, обеспечивающий сцепление шины с дорогой. Протектор предохраняет каркас шины от механических повреждений (порезов, проколов и т. д.), а также влаги. Для усиления каркаса между ним и протектором прокладывается еще два слоя специальной прорезиненной ткани, называемые брекером.

Направление и углы наклона кордных нитей брекера соответствуют этим параметрам каркаса. Части покрышки, служащие для крепления ее на ободе, называются бортами. Прочно связанные с каркасом кольца, выполненные из стальной проволоки, придают бортам необходимую жесткость и прочность и сохраняют размер шины. Собранные воедино части шины подвергаются формованию и вулканизации на шинном заводе.

Предыдущая | Оглавление | Следующая
 

 

 

2010. Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт.