Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт. На главную страницу

 


Глава II. Эксплуатация велосипеда
Смазывание. Часть 1

Для продления срока службы подшипников, трущихся деталей и для повышения легкости хода велосипеда необходимо его смазывать. Смазывают все шариковые подшипники, трущиеся детали задней втулки и ручных тормозов, а также цепь. Для этого применяются смазочные материалы двух видов — пластичные (загущенные) и жидкие (смазочные масла). В качестве пластичных смазочных материалов рекомендуется использовать солидол марки Ж(УС-1) ГОСТ 1033—79. Можно применять Литол-24 (ГОСТ 21150—87) или ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267—74).

В качестве жидкого смазочного материала используют индустриальное масло общего пользования марки И-5А (ТУ 6-15-691—77), рекомендуемое для смазывания бытовых машин. Можно смазывать велосипед любым смазочным маслом, рекомендуемым для швейных машин. Ни в коем случае нельзя употреблять для этого пищевые растительные масла.

Пластичные смазочные материалы, особенно Литол-24, сохраняются в шарикоподшипниках достаточно долго, и их замену, как правило, производят ежегодно, обычно в начале сезона или при разборке подшипников во время профилактических осмотров. Если велосипед постоянно или часто эксплуатируется на пыльных, грязных дорогах или в сырую погоду и подшипники сильно загрязняются, пластичный смазочный материал нужно заменять через каждые 1000... 1500 км.

Жидкие смазочные материалы расходуются в процессе эксплуатации, и их нужно восполнять. Периодичность смазывания ими узлов велосипеда зависит от дорожных и погодных условий его эксплуатации. Если велосипед эксплуатируется в благоприятных условиях, жидким смазочным материалом 1—2 раза в сезон следует смазывать тормозную втулку заднего колеса и подшипники педалей. При ежедневном использовании велосипеда смазывание производят 2—3 раза в сезон.

После первого сезона эксплуатации нового велосипеда подшипники нужно обязательно разобрать, промыть и сменить пластичный смазочный материал. Если велосипед эксплуатируется не первый сезон и используется эпизодически, например для воскресных прогулок, подшипники можно ежегодно не разбирать, а промывать их через зазоры во втулках и каретке и затем смазывать жидким маслом. В начале каждого второго сезона втулки и каретку следует разобрать и заменить в них пластичный смазочный материал.

Шарикоподшипники перед смазыванием необходимо промыть в керосине или дизельном топливе и досуха вытереть. Пластичным смазочным материалом густо обмазывают сепараторы с шариками и в таком виде закладывают их в чашки подшипников. Если шарики закладываются без сепараторов, их вдавливают в слой смазочного материала, уложенный на шариковую дорожку чашки. Излишек его следует удалить, так как при разогреве деталей расплавившийся смазочный материал вытекает из подшипников, узлы загрязняются прилипающей дорожной пылью, образовавшаяся абразивная среда может попадать обратно в подшипник и вызывать ускоренное его изнашивание.

В тормозных втулках заднего колеса пластичными смазочными материалами следует смазывать только шариковые дорожки, так как обильно смазанные детали механизмов свободного хода и тормозного могут залипнуть, что приведет к нарушению их работы. Рекомендуется использовать жидкое смазочное масло. При смазывании им втулки не следует опасаться попадания некоторого количества масла на тормозной барабан, так как на нем имеются специальные маслоотводящие канавки, но излишнее количество масла также вредно.

Предыдущая | Оглавление | Следующая
 

 

 

2010. Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт.