Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт. На главную страницу

 


Глава II. Эксплуатация велосипеда
Смазывание. Часть 2

Тормозную втулку заднего колеса в любом случае следует смазывать чаще, так как при торможениях, особенно длительных, втулка нагревается, смазывающие свойства масла теряются и оно расходуется быстрее, чем в других узлах. Трещоточные механизмы бестормозных втулок во избежание залипания собачек и отказа храпового механизма пластичными смазочными материалами нельзя смазывать.

Смазывать жидким маслом можно и собранные узлы, используя для этого масленку, из которой масло закапывают в зазоры между конусами и чашками подшипников. Для равномерного растекания масла велосипед наклоняют в обе стороны.
Для смазывания подшипников рулевой колонки велосипед ставят вверх колесами и закапывают масло между конусами и чашками. Подшипники каретки смазывают, положив велосипед набок, с обеих сторон каретки.

Чтобы закапать масло в подшипник кареточного механизма с внутренними конусными подшипниками, когда они закрыты металлическими крышками, приходится снимать шатуны. Поэтому такие подшипники лучше не смазывать маслом, а заменять в них пластичный смазочный материал на свежий при каждой разборке каретки.

То же относится и к некоторым старым типам педалей дорожных велосипедов, наружные подшипники которых доступны только после разборки педали. В крайнем случае их можно смазать, закапав со стороны шатуна при наклонном положении велосипеда масло в таком количестве, чтобы оно протекало по оси в наружный подшипник.

Цепь также следует смазывать регулярно, примерно 2 раза в сезон. Чтобы смазочный материал проник в зазоры шарниров, а не оставался на поверхности, цепь, сняв с велосипеда и тщательно промыв при помощи щетки в керосине или дизельном топливе, опускают в разогретый солидол и выдерживают некоторое время. Полезно добавить в солидол порошкообразного графита (5% по массе).

Нагревать солидол выше 100 °С не следует. После остывания цепь вынимают, тщательно обтирают и ставят на велосипед. Таким же способом, но без нагрева, можно смазать цепь жидким маслом. В этом случае смазывание приходится проводить гораздо чаще. В длительной туристской поездке, когда нет возможности промывать и смазывать цепь окунанием в нагретый смазочный материал, можно смазать цепь жидким маслом, капнув по капле в каждый шарнир.

После того как масло проникнет внутрь шарниров, цепь насухо вытирают. Шарниры ручных тормозов также требуют смазывания. Один раз в сезон в шарниры скоб тормоза закапывают 1—2 капли масла и после проникновения масла внутрь скобы вытирают насухо. Тросы приводов тормозов по мере надобности промазывают пластичным смазочным материалом, извлекая их из оболочки. Если есть возможность, используют специально предназначенный для тросов Фиол-1.

Точно так же смазывают тросы привода переключателя передач. Один или два раза в сезон, а при тяжелых условиях эксплуатации и чаще, несколькими каплями масла смазывают подшипники беговых роликов заднего переключателя передач. Электрогенератор имеет запас смазочного материала, рассчитанный на весь срок его службы, и дополнительной смазки не требует.

Уход за веломером заключается в периодическом смазывании гибкого валика. Незащищенный от попадания грязи и абразивов приводной механизм, имеющий открытую зубчатую передачу, сравнительно быстро изнашивается, и для продления срока службы его нужно содержать в чистоте.

Предыдущая | Оглавление | Следующая
 

 

 

2010. Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт.