Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт. На главную страницу

 


Глава II. Эксплуатация велосипеда
Уход за шинами. Часть 1

Правильная подготовка к эксплуатации, поддержание оптимального внутреннего давления, контроль нагрузки на шину и соблюдение режима торможения — вот основные вопросы, на которые следует обращать внимание при эксплуатации шин.
Велосипедная шина служит долго. Нормальным является выход шины из строя по причине полного износа протектора. Однако зачастую выход ее из строя случается раньше.

Рассмотрим факторы, влияющие на долговечность шины и на преждевременный ее износ. Пробег шины зависит от ряда причин: состояния дорог, на которых эксплуатируется велосипед, диапазона температур, погодных и климатических условий, в которых работает и хранится шина, интенсивности нагрузок на нее и др.

Износ шины — явление многофакторное и сложное — является результатом протекания в шинах двоякого рода процессов — физико-механических и физико-химических. Влияние последних выражается в изменении материала шины — резины.

Результатом протекания физико-механических воздействий являются повреждения шины — ее механическое истирание, проколы, пробои и разрывы при езде по плохим каменистым дорогам, вплоть до расслоения каркаса шины, отслоения протектора и т. д.

Физико-химические процессы, протекающие в материале шины при ее эксплуатации и хранении, зависят от условий, в которых находится шина. Слишком высокие и слишком низкие температуры, свет, повышенная влажность и повышенное содержание кислорода ускоряют протекание этих процессов и обусловливают старение шины. Она теряет эластичность, становится твердой и растрескивается.

Перечисленные процессы имеют взаимное влияние. Так, механические повреждения шины: разрывы, трещины, Замятины — ускоряют химические изменения в материале шин. Эксплуатация шин, хранившихся длительное время, особенно в неподходящих условиях, приводит к их ускоренному износу, так как при хранении резина растрескивается, становится более хрупкой и менее прочной.

На долговечность шины можно активно влиять, подбирая травильный режим их эксплуатации и хранения. Так, в случае снижения давления в шинах при эксплуатации на плохих дорогах уменьшаются динамические нагрузки на шину, меньше становится (вероятность их механических повреждений в результате прокола или пробоя; таким образом повышается их долговечность.

Кроме того, проходимость велосипеда повышается, а затраты энергии велосипедиста при езде по неровным дорогам и деформирующимся грунтам уменьшаются. С другой стороны, при длительной езде с пониженным внутренним давлением в шине быстрее наступает усталостное разрушение нитей корда.

При движении с пониженным внутренним давлением в местах наибольшей деформации изгиба боковины на внутренней поверхности покрышки образуется темная полоса по всей окружности шины. При более продолжительной эксплуатации с пониженным внутренним давлением в дальнейшем в этом месте происходит отделение нитей корда и их разрыв. В результате происходит кольцевой излом боковины шины.

Снаружи покрышки на боковине возникает ряд мелких, расположенных но окружности трещин. При езде в сырую погоду в эти трещины попадает влага, что еще больше способствует отслоению каркаса. Режим работы шины определяется внутренним давлением в шине и нагрузкой на нее. Эти величины взаимосвязаны. При увеличении нагрузки на шину внутреннее давление в ней должно быть повышено. Повышение нагрузки на шину, и особенно ее перегрузка, приводит к сокращению ее срока службы.

Одной из основных причин ускоренного неравномерного износа протектора является излишне резкое торможение, когда колесо, не вращаясь, скользит по дороге. Протектор тогда истирается пятнами. Чаще всего это бывает с задним колесом дорожного велосипеда с тормозной втулкой. Если шина не очень хорошо накачана, может произойти сдвиг покрышки по ободу и, как следствие, повреждение камеры у основания вентиля.

Если велосипед оборудован передним прижимным тормозом на шину колеса, не нужно особенно опасаться им пользоваться, так как резиновая тормозная колодка изнашивает протектор значительно меньше, чем асфальтовая поверхность, кроме того, передняя шина значительно медленнее изнашивается, так как находится в лучших условиях, чем задняя.
Для того чтобы продлить срок службы шин, во время эксплуатации велосипеда следует выполнять ряд несложных рекомендаций.

Предыдущая | Оглавление | Следующая
 

 

 

2010. Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт.