Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт. На главную страницу

 


Глава I. Основные сведения и особенности конструкции велосипеда.
Устройство, основные параметры и габаритные размеры. Часть
3

Понятие «передача велосипеда» сохранилось, очевидно, с того времени, когда велосипеды типа «паук» с большими передними колесами стали уступать место велосипедам с цепным приводом. Только так в то время можно было сравнивать скоростные возможности этих разных по конструкции велосипедов.

Эта величина представляет собой условный диаметр колеса такого велосипеда, у которого отсутствует цепной привод, шатуны соединены со ступицей приводного колеса, частота вращения колеса и шатунов равны. Это понятие часто используют спортсмены-велосипедисты при расчете кинематики привода велосипеда.

Передача велосипеда k вычисляется путем умножения наружного диаметра колеса в дюймах на передаточное отношение цепной передачи. Например, при колесе диаметром 28", ведущей звездочке с 48 зубьями и ведомой с 19 зубьями передача велосипеда составит:

k = 28x48/19=70,5".

На большинстве дорожных велосипедов устанавливается цепная передача с постоянным отношением, которое является наиболее рациональным. Дорожные велосипеды отечественного производства чаще всего имеют «передачу», равную примерно 70" (1,78 м). Для того чтобы вычислить шаг такого велосипеда, нужно «передачу» его, выраженную в метрах, умножить на число π, т. е. 1,78x3,14 = 5,6 м.

Оба понятия: «шаг велосипеда» и «передача велосипеда» — предназначены для оценки одного и того же параметра — скоростных возможностей велосипеда. Одновременно они косвенно указывают на сравнительную величину усилия, которое нужно прилагать к педалям для передвижения на сравниваемых велосипедах с одинаковой скоростью и в сходных условиях. Естественно, чем большой шаг или передача, тем это усилие должно быть больше.

Несмотря на то, что понятие «передача велосипеда» все еще довольно широко употребляется в литературе о велосипеде и велосипедном спорте, по нашему мнению, следует отдавать предпочтение понятию «шаг велосипеда» как более современному. В том случае, когда велосипеды имеют колеса одинакового диаметра, сравнение их передач можно производить, пользуясь только передаточным отношением цепной передачи.

Шаг велосипеда
k1 или развертка, представляет собой отрезок пути, проходимый велосипедом за один оборот шатунов, т. е. за один оборот ведущей звездочки. Чтобы получить величину шага велосипеда, нужно знать, какой путь проходит заднее колесо за один оборот, и сколько оборотов сделает оно за один оборот ведущей звездочки.

Путь колеса за один оборот с достаточной степенью точности можно считать равным длине внешней окружности шины колеса. Наружный диаметр шины приближенно можно определить по параметрам шины, прибавив к посадочному диаметру шины удвоенную величину ширины профиля шины. Эти величины обозначены на боковине шины, например, 40—622. В данном случае,
D=622+2x40=702 мм, или 0,702 м.

Более точные данные содержатся ниже в табл. 2. Число оборотов заднего колеса, которые оно сделает при одном обороте ведущей звездочки, зависит от передаточного отношения цепной передачи, которое представляет собой отношение Z/z — отношение чисел зубьев ведущей и ведомой звездочек. Умножив длину внешней окружности шины на передаточное отношение передачи, получают шаг велосипеда k1 — πDZ/z. Например, в нашем случае при Z = 48 и z = 19 шаг велосипеда будет k1=3,14x0,702x2,53=5,6 м.

Предыдущая | Оглавление | Следующая
 

 

 

2010. Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт.