Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт. На главную страницу

 


Глава I. Основные сведения и особенности конструкции велосипеда.
Устройство, основные параметры и габаритные размеры. Часть
4

По основным параметрам можно сравнивать различные велосипеды и с известной степенью точности судить о том, какими свойствами будет обладать велосипед в тех или иных условиях. Велосипед с длинной базой меньше воспринимает толчки при движении по неровной дороге. Таким же свойством обладает колесо большего диаметра.

Кроме того, чем больше колесо, тем меньшее сопротивление движению оно испытывает, следовательно, велосипед с большими колесами обладает более легким ходом. Сопротивление качению сильно зависит от ширины профиля шины. Узкие шины обладают меньшим сопротивлением качению на дорогах с твердым покрытием, но плохо амортизируют толчки со стороны дороги.

Угол наклона рулевой колонки а и плечо устойчивости b сильно влияют на удобство управления велосипедом и его устойчивость. Важно сочетание этих параметров, так как плечо устойчивости зависит как от угла наклона рулевой колонки, так и от формы передней вилки. Например, у спортивных велосипедов, использующихся на треках, от которых требуется повышенная устойчивость на виражах, плечо устойчивости бывает несколько увеличено.

Дорожный просвет h зависит от диаметра колеса велосипеда D, длины шатуна l, провисания каретки G (расстояния между осью вала каретки и прямой, соединяющей центры колес), а также характеризует эксплуатационные свойства велосипеда. Дорожный просвет и длина педали определяют максимально возможный угол бокового наклона велосипеда при прохождении поворотов на большой скорости.

При этом исходят из того, что задевание педалью за поверхность дороги недопустимо, так как может привести к падению. Кроме того, дорожный просвет в совокупности с длиной базы велосипеда влияет на способность его преодолевать неровности дороги, т. е. характеризует так называемую геометрическую проходимость велосипеда, что очень важно, например, для велосипедов, предназначенных для велотриала.

Определить дорожный просвет проще всего, непосредственно измерив его, так как в технических характеристиках велосипедов необходимых данных для подсчета не содержится. Другие параметры необходимы для подбора и подгонки велосипеда в соответствии с ростом велосипедиста и его антропометрическими данными. Главным параметром в этом отношении является высота рамы Н и длина шатунов l. Размеры H1 и А являются производными от высоты рамы и длины шатуна.

Эти размеры не являются постоянными, так как положение седла и руля регулируют в определенных пределах. Точно так же, говоря о шаге велосипеда, имеющего многоступенчатую передачу, нужно определять наибольшее и наименьшее значения шага. В технической характеристике, которая обычно приводится в инструкции по эксплуатации, прилагаемой к велосипеду, указываются только самые основные параметры: база, высота рамы, размер шин, масса велосипеда, число зубьев ведущих и ведомых звездочек.

Значительно реже дается длина шатуна, а иногда указывается и шаг велосипеда. Габаритные размеры, как правило, в технических характеристиках не содержатся. Длину велосипеда, которая может понадобиться при определении места хранения велосипеда, можно приближенно найти, пользуясь данными, содержащимися в технической характеристике. Она будет складываться из длины базы, двух радиусов колес и расстояния между наружной поверхностью шины и крайней точкой заднего щитка (~40 мм).

Ширина велосипеда численно равна ширине его руля. Для дорожного велосипеда она будет в пределах 560...580 мм, у велосипеда для подростков — 430...460 мм. Максимальная высота дорожного велосипеда составляет примерно 1050 мм, спортивно-туристского 960 мм, велосипеда для подростков 880 мм.

Предыдущая | Оглавление | Следующая
 

 

 

2010. Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт.