Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт. На главную страницу

 


Глава I. Основные сведения и особенности конструкции велосипеда.
Втулка заднего колеса. Часть 3

Бестормозные втулки со свободным ходом применяются там, где к велосипеду предъявляются повышенные требования с точки зрения легкости хода. Кроме того, бестормозная втулка со свободным ходом применяется на велосипедах, на которых устанавливаются многоступенчатые передачи с переключением на разные ступени посредством перебрасывания цепи с одной звездочки на другую. При наличии такого механизма привести в действие тормозной механизм обратным ходом педалей невозможно, поэтому его размещение в таких втулках нецелесообразно.

Опорные шарикоподшипники таких втулок совершенно аналогичны по конструкции подшипникам передних втулок и отличаются от них только несколько увеличенными размерами, так как вертикальная нагрузка на заднее колесо значительно больше, чем на переднее. Ось задней втулки имеет на концах резьбу M10x1. На бестормозных втулках в качестве механизма свободного хода применяют зубчатые храповые механизмы, так называемые трещотки.

Трещотка может навертываться на резьбе на корпус втулки либо может быть встроена во втулку, когда одним из элементов трещотки служит какая-либо часть корпуса втулки. Бестормозные втулки с многоступенчатыми трещотками до недавнего времени применялись лишь на спортивных и спортивно-туристских велосипедах. Сейчас переключаемые передачи получают все большее распространение на дорожных велосипедах, поэтому и бестормозные втулки становятся их обычной принадлежностью. Такие велосипеды обладают более легким ходом, однако требуют установки надежных тормозов с ручным приводом на оба колеса.

Бестормозная втулка со встроенной трещоткой (рис. 31) имеет напрессованный правый фланец, служащий одновременно внутренним корпусом 5 трещотки. На фланце расположена шариковая дорожка левого подшипника свободного хода и два фасонных гнезда, в которые входят хвостовики собачек 13. Здесь же установлены две пружинки 12, постоянно прижимающие собачки к внутренней зубчатой поверхности наружного корпуса 8. Наружный корпус может вращаться относительно внутреннего корпуса 5 на двух подшипниках свободного хода, в которых заложены шарики диаметром 3 мм.

Клик для увеличения

Конус 9 правого подшипника навинчен на резьбовой хвостовик внутреннего корпуса 5. Между буртиком внутреннего корпуса и внутренним торцом конуса проложен пакет тонких кольцевых прокладок 10, служащих для регулирования зазоров в подшипниках свободного хода. На наружном корпусе на шлицах посажен блок звездочек 6 и закреплен контргайкой 7. Опорные подшипники задней втулки расположены в ее корпусе 3, имеют шарики диаметром 6 мм и конусы 1, левый из которых регулировочный.

Трещотка работает следующим образом. При повороте блока звездочек вместе с наружным корпусом по часовой стрелке зубья храповика входят в зацепление с собачками 13 и передают вращение внутреннему корпусу 5 трещотки, плотно навинченному на корпус втулки. Втулка, а вместе с ней и колесо начинают вращаться. Подшипники свободного хода трещотки не работают. Так осуществляется рабочий ход велосипеда.

С прекращением работы педалей внешний корпус с храповиком останавливается, собачки, продолжая вращение вместе с колесом по инерции, скользят по наклонным сторонам зубьев храповика. Соскальзывая под воздействием пружинок 12 в углубления между зубьями храповика, собачки издают слабое ритмичное потрескивание. В это время работают подшипники свободного хода трещотки. Нагружены эти подшипники только весом цепи,а трение собачек о зубья храповика незначительно, поэтому сопротивление вращению трещотки мало.

Бестормозные втулки со встроенной трещоткой устанавливают в большинстве случаев на спортивно-туристские и дорожные велосипеды. На спортивно-шоссейных велосипедах чаще всего применяются бестормозные втулки с навернутыми трещотками. Навернутая на корпус втулки на резьбе трещотка (рис. 32) может быть свинчена с колеса целиком вместе с блоком звездочек без разборки механизма свободного хода. В этом возникает необходимость, когда нужно установить новую звездочку или при ремонте заднего колеса, когда необходимо заменить спицу правой стороны колеса, так как без удаления блока звездочек спицу невозможно продеть в отверстие фланца втулки.

Клик для увеличения

Механизм свободного хода навернутой трещотки удается сделать более компактным, чем механизм встроенный, поэтому на его внешнем корпусе можно дополнительно разместить звездочки с меньшим числом зубьев. Храповой механизм навернутой трещотки отличается тем, что имеет наружные зубья, нарезанные на внутреннем корпусе, в то время как собачки располагаются в наружном корпусе. Работа этого механизма аналогична работе встроенной трещотки.

Доступ к механизму свободного хода возможен только при снятии с колеса трещотки. Для облегчения замены колес оси втулок спортивно-шоссейных велосипедов содержат эксцентриковые зажимы, не требующие завинчивания осевых гаек и использования гаечных ключей. В этом случае ось втулки как задней (рис. 32), так и передней, пустотелая, сквозь нее проходит шток 1. С левой стороны штока имеется головка с поперечно расположенным овальным отверстием для размещения эксцентрика 10.

На головку штока надет колпачок 11 с боковыми отверстиями. Эксцентрик 10 с рукояткой проходит через боковые отверстия колпачка и овальное отверстие головки штока. Эксцентрик закреплен на колпачке гайкой. На другой резьбовой конец штока навинчивается гайка-барашек 2. С двух сторон под колпачком и гайкой на штоке установлены конические пружины 9.

При установке колеса гайкой-барашком 2 между гайкой и колпачком 11 предусматривается зазор, обеспечивающий свободную установку колеса в пазы наконечников вилки. При повороте рукоятки эксцентрика на 90° головка штока втягивается внутрь колпачка 11, в результате чего гайка-барашек 2 и торец колпачка 11 с обеих сторон прижимают наконечники вилки к контргайкам конусов втулки и надежно закрепляют колесо в вилке.

Предыдущая | Оглавление | Следующая
 

 

 

2010. Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт.