Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт. На главную страницу

 


Глава I. Основные сведения и особенности конструкции велосипеда.
Втулка заднего колеса. Часть 4

Втулка типа «Иди» ранее широко применялась. Она устанавливалась на дорожных велосипедах Московского и Пензенского велосипедных заводов. Втулка надежно работала и успешно конкурировала со втулкой типа «Торпедо», выпускавшейся в значительно меньших количествах Харьковским велосипедным заводом.

Эти втулки имели тормозной барабан большого диаметра, что облегчает торможение, так как не требуется большого тормозного усилия при обратном ходе педали, работа деталей тормозного механизма оказывается менее напряженной, а корпус втулки при длительных торможениях не перегревался.

Применяемый во втулках механизм свободного хода винтового типа прост по конструкции, имеет малое число деталей и надежно работает. Шарикоподшипники. расположенные в корпусе втулки, имеют небольшой наружный диаметр, вследствие чего их сопротивление вращению колеса невелико. Недостатками втулки являются несколько большие размеры и масса, чем у втулки типа «Торпедо».

Несмотря на то, что втулки типа «Иди» в настоящее время в нашей стране не выпускаются, конструкция их представляет определенный познавательный интерес. К тому же в ряде стран велосипеды со втулкой «Иди» не считаются редкостью. Отдельные экземпляры велосипедов с такими втулками сохранились и в нашей стране и эксплуатируются до сих пор.

Корпус втулки 17 (рис. 33) с левой стороны имеет развитую часть, в которой размещается тормозной механизм. В правой части втулки находится ведущий винт 18, на который на резьбе посажена ведомая звездочка 19 и закреплена круглой контргайкой 20. имеющей левую резьбу. Левый конец ведущего винта, размещенный внутри корпуса, имеет специальную двухзаходную резьбу прямоугольного профиля.

На этой резьбе сидит сцепной конус 13, имеющий возможность под воздействием резьбы перемещаться на некоторое расстояние вдоль оси втулки. Ведущий винт имеет две шариковые дорожки: снаружи для шариков, на которых вращается корпус втулки, и изнутри с правой стороны конуса, где расположены шарики подшипника рабочего хода, последний образован ведущим винтом и неподвижным правым конусом 21, навернутым на резьбу оси 22 втулки.

Клик для увеличения

В правую часть корпуса втулки на резьбе плотно ввернута чашка 16 правого подшипника свободного хода. На торце этой чашки имеются штампованные выступы. Сцепной конус 13 имеет пластинчатую пружину 15, прикрепленную к нему винтом 14. Пружина служит для создания небольшого трения при вращении сцепного конуса внутри корпуса втулки. На правом торце конуса имеются выступы, которые при рабочем ходе входят в соприкосновение с такими же выступами чашки 16 правого подшипника свободного хода.

Тормозной механизм втулки включает тормозной конус 12, тормозной рычаг 23, тормозную ленту 6 и штампованную чашку 9. поверх которой надета тормозная лента. Левый торец втулки закрывает тормозная пластина 5, имеющая рычаг, связанный с цепной вилкой рамы. Тормозной конус с левой стороны имеет шариковую дорожку левого подшипника втулки, правая его сторона имеет внутреннюю коническую поверхность, в которую при торможении входит коническая часть сцепления конуса.

С левой стороны тормозного конуса 12 на специальном кронштейне имеется эксцентрично расположенная цапфа 4, входящая в зацепление с фасонным штампованным тормозным рычагом 23, развивающим при торможении концы тормозной ленты. В центральное отверстие тормозного конуса запрессована калиброванная стальная трубчатая гильза 11, служащая опорой для левого конца ведущего винта.

Тормозная лента 6 имеет вид незамкнутого кольца и соединена двумя заклепками 7, она состоит из стальной ленточной пружины 8 и тормозной накладки из фосфористой бронзы. Штампованная чашка 9 служит для размещения тормозной ленты при свободном и рабочем ходе. Все детали втулки насажены на ось 22, имеющую резьбовые концы, на которые навинчиваются гайки крепления колеса.

На правый конец оси навинчен также правый конус 21, который служит для регулировки зазоров во всех трех подшипниках. Конус имеет лыски под конусный ключ. Работает втулка следующим образом. При повороте ведомой звездочки вместе с ведущим винтом относительно корпуса втулки по часовой стрелке сцепной конус 13, удерживаемый от вращения внутри корпуса втулки пластинчатой пружиной, перемещается вправо, торцовой частью прижимается к торцу чашки 16 правого подшипника свободного хода.

Выступы сцепного конуса 13 входят в зацепление с выступами чашки и корпус втулки начинает вращаться вместе с ведущим винтом и находящимся на нем сцепным конусом. Так осуществляется рабочий ход. Колесо будет вращаться на левом подшипнике и на малом подшипнике рабочего хода. Правый подшипник свободного хода не работает. При прекращении вращения педалей корпус втулки при своем вращении обгоняет остановившийся ведущий винт.

Вместе с корпусом втулки, увлекаемый пластинчатой пружинкой, проворачивается на резьбе ведущего винта сцепной конус и, сдвинувшись влево, разъединяется с чашкой правого подшипника свободного хода. Ведущий винт будет разобщен с корпусом втулки. Сцепной конус войдет в соприкосновение с внутренней конической поверхностью неподвижного тормозного конуса 12 и перестанет проворачиваться на резьбе неподвижного в этот момент ведущего винта.

Корпус втулки внутренней поверхностью будет скользить по поверхности пластинчатой пружины 15 сцепного конуса. Поскольку пластинчатая пружина прижимается к внутренней поверхности корпуса с очень малым усилием, момент трения на колесе почти не будет ощущаться. Колесо будет вращаться на левом и на правом подшипниках свободного хода. Подшипник рабочего хода вращаться не будет, так как во время свободного хода ведущий винт неподвижен.

Свободный ход будет продолжаться до тех пор, пока не начнут вращаться педали. Торможение осуществляется поворотом педалей против хода велосипеда. Ведущий винт 18, поворачиваясь в резьбе сцепного конуса, вдавливает его внутрь тормозного конуса 12 и вынуждает последний повернуться на небольшой угол против часовой стрелки.

Поворачиваясь, при повороте сцепного конуса, цапфа воздействует на тормозной рычаг 23: он поворачивается на штифте тормозной пластины, и концы тормозной ленты разводятся. Кольцо ленты, увеличиваясь в диаметр, плотно прилегает к внутренней поверхности тормозной части корпуса втулки, чем обеспечивается торможение. Для предохранения от проворота ленты на тормозной пластине имеется специальный упорный штифт 25.

Предыдущая | Оглавление | Следующая
 

 

 

2010. Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт.