Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт. На главную страницу

 


Введение. Часть 2

Первые конкретные сведения об изготовлении самокатов, на которых можно было передвигаться, сидя верхом и отталкиваясь ногами от земли, относятся к 1761 г. В Германии каретный мастер М. Касслер построил такой самокат из дерева. Во Франции в 1791 г. граф де Сиврак изготовил свой «Селярифер», очень похожий на самокат М. Касслера.
Самокаты, очевидно, строили тогда и в России.

В «Словаре Верхотурского уезда Пермской губернии», изданном в Перми в 1910 г., написано, что мастеровой Уральских заводов Артамонов в 1801 г. во время коронации бегал на изобретенном им велосипеде. Более подробных сведений об этом событии и о конструкции самоката-велосипеда не сохранилось. Более достоверные данные о конструкции самокатов имеются во Франции и Германии.

Один из них, названный впоследствии тележкой Бланшера, был построен в Париже в 1808 г. Примечательно, что у всех этих самокатов не было управляемого колеса и двигаться они могли только прямо. Важным усовершенствованием было изобретение, запатентованное немецким лесничим бароном Карлом фон Драйзом. Он построил в 1813...1817 гг. несколько самокатов с управляемым поворотным передним колесом, позволяющим на ходу изменять направление движения (рис. 2).

Принцип передвижения оставался прежним — нужно было отталкиваться ногами от земли. Известно, что Карл фон Драйз использовал самокаты в практических целях — объезжал вверенные ему участки. Самокаты с управляемым колесом приобрели популярность в Германии и Англии, в большинстве случаев их использовали теперь для спортивных целей. Английские самокаты, в отличие от немецких, имели не деревянную, а железную кованую раму.

Историческое значение изобретения Карла фон Драйза заключается в том, что он создал управляемое двухколесное средство передвижения, элементы управления которого были в дальнейшем использованы для велосипеда. Окончательно велосипед сформировался после возникновения педального привода, позволяющего передвигаться, не касаясь ногами земли. Сам принцип приведения в движение повозки при помощи мускульной силы человека, находящегося в этой повозке, был известен значительно раньше.

При помощи педального привода, например, приводились в движение знаменитая «самобеглая коляска» (1752 г.) талантливого крестьянина самоучки Нижегородской губернии Леонтия Шамшуренкова или самодвижущаяся коляска (1791 г.) известного русского механика Ивана Кулибина. Однако прошло около пятидесяти лет, прежде чем педальный привод появился на двухколесном самокате.

На главную | Оглавление | Следующая
 

 

 

2010. Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт.