Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт. На главную страницу

 


Введение. Часть 5

Дальнейшее повышение предельной скорости за счет увеличения диаметра переднего приводного колеса стало невозможным, так как это неизбежно привело бы к увеличению расстояния между педалями и седлом, естественно ограниченного длиной ног велосипедиста. Стремление сблизить педали и седло стало причиной применения на велосипеде изобретенной незадолго до этого цепной передачи.

Кроме расположения педалей в более удобном для велосипедиста месте цепная передача позволяла с целью повышения скорости движения увеличить частоту вращения приводного колеса по отношению к частоте вращения педалей. Однако все преимущества цепной передачи были освоены не сразу. Примером может служить английский велосипед «Кенгуру», имеющий переднее приводное колесо все еще значительно большего диаметра, чем заднее, и две цепные передачи, симметрично расположенные по обе стороны переднего колеса таким образом, что каждая педаль имеет свой собственный привод (рис. 5).

Обойтись одной цепной передачей при такой схеме невозможно, так как спицы колеса между педалями не позволяли расположить оба шатуна на одном валу. Но уже в 1868 г. французская фирма «Мейер» начинает выпускать велосипеды с цепным приводом на заднее колесо. Переднее колесо перестало быть приводным, было освобождено от педалей и управление велосипедом стало более удобным. Отпала необходимость в двух цепях, так как оба шатуна располагались на одном валу.

С этого времени цепная передача в конструкции велосипеда применяется почти без каких-либо принципиальных изменений до настоящего времени. Практика использования велосипеда во многих областях человеческой деятельности, в том числе и в спорте, показала достаточную эффективность такой системы передачи. Однако и этой системе с самого начала присущи были недостатки, основным из которых является наличие так называемых «мертвых зон», когда шатуны при вращении педалей оказываются в вертикальном положении, и становится невозможным рациональным образом прикладывать усилия к педалям.

Попытки конструкторов снова применить рычажный привод для ликвидации указанного недостатка из-за сложности конструкции и увеличенной массы привода не дают положительных результатов. Не получили широкого распространения частично устраняющие вредное влияние «мертвых зон» цепные передачи с эллиптическими звездочками или специальными кулачковыми механизмами, принцип действия которых основан на автоматическом изменении передаточного отношения цепной передачи в зависимости от углового положения шатунов.

Не получила массового применения на велосипедах и передача с горизонтально расположенным валом и двумя парами конических зубчатых колес. КПД такой передачи ниже, чем у цепной, она значительно сложнее в изготовлении и стоимость ее намного дороже. В последнее время в связи с прогрессом в области производства полимерных материалов наметилась тенденция использования ременной передачи с зубчатым ремнем. Однако по принципу действия такая передача мало чем отличается от цепной.

Предыдущая | Оглавление | Следующая
 

 

 

2010. Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт.