Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт. На главную страницу

 


Введение. Часть 6

Важные усовершенствования в конструкцию велосипеда внес англичанин Лоусон (1874 г.). Самым существенным было то, что цепной привод на заднее колесо позволил ему уменьшить диаметр приводного колеса, сделав велосипед не таким высоким; уменьшить массу переднего управляемого колеса, что в свою очередь облегчило управление велосипедом; перенести седло на середину рамы, а шатуны с педалями поместить между передним и задним колесами.

Несмотря на то, что Лоусон предложил делать колеса одинакового размера, другие велосипедные фирмы, перейдя на заднее приводное колесо, еще долгое время выпускали «разноколесные» велосипеды. Так, английский «Бициклет рудж» (1877 г.) имел, очевидно, по традиции, большое переднее колесо, а «Хамбер сейфти» (1884 г.), наоборот, очевидно из-за стремления повысить скорость передвижения приводился в движение большим задним колесом.

К схеме велосипеда с увеличенным задним приводным колесом и в наше время обращаются конструкторы при проектировании опытных моделей перспективных спортивных велосипедов, для которых первостепенное значение имеет скорость. После того как переднее и заднее колеса велосипеда стали делать одинакового размера, начал вырабатываться тот тип велосипедной рамы, который можно назвать традиционным. Стержни рамы перестали быть изогнутыми.

С целью уменьшения массы начали устанавливать трубчатые стержни. Форма рамы стала напоминать трапецию; появилась подседельная труба, упиравшаяся в каретку и предававшая жесткость раме в вертикальной плоскости. Еще раньше головную трубу, в которой поворачивается управляемая вилка переднего колеса, делали с небольшим наклоном назад. Это способствовало стабилизации прямолинейного движения велосипеда и вместе с изогнутой вперед передней вилкой помогало велосипедисту сохранять устойчивое положение велосипеда посредством небольших поворотов руля.

Большинство современных велосипедов имеет раму трапециевидного вида, основные черты которой сохранились с тех пор. Конструкция рамы наиболее рациональна с точки зрения прочности и легкости. Поэтому, не случайно, что именно такая рама применяется на спортивных велосипедах. Отдельно следует остановиться на рамах открытого типа. Эти рамы появились несколько позже, в них использовались элементы трапециевидных рам, одна или две трубы могли быть изогнутыми. Поскольку трубы в них не образовывали замкнутую систему, они были менее прочными, и для их укрепления внутрь труб вставлялись специальные усилители, что увеличивало их массу.

Первоначально такие рамы предназначались для женских велосипедов. При этом значительно облегчались посадка и можно было ездить на велосипеде в длинной одежде. К началу XX века велосипед внешне приобрел все основные черты современных велосипедов (рис. 6). Примером может служить английский велосипед Рэллей «Олл стилл» (1900 г.). К этому времени велосипеды имели рамы и рули из стальных труб, основные узлы из стали, во втулках колес и узлах передачи применялись подшипники качения.

Параллельно с развитием конструкции велосипеда шло совершенствование его узлов. Тонкие проволочные спицы велосипедного колеса начали располагать не строго по радиусу, а с некоторым смещением почти по касательной к окружности втулки. При таком расположении спицы работают только на растяжение, что придает колесу особую прочность. Колеса такого типа называли «тангентными».

Предыдущая | Оглавление | Следующая
 

 

 

2010. Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт.