Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт. На главную страницу

 


Введение. Часть 7

Особо нужно отметить изобретение в 1888. г. англичанином Дж. Данлопом велосипедной пневматической шины, которая хорошо амортизировала толчки и удары, возникающие при наезде колеса на мелкие неровности дороги. Передвижение на велосипеде стало более плавным, резкое снижение динамических нагрузок позволило уменьшить массы силовых деталей велосипеда. Кроме того, при установке пневматических шин снижается сопротивление качению колеса на неровных дорогах.

Все это позволило еще повысить скорость передвижения. В 1898 г. во Франции изобрели механизм свободного хода (так называемую «трещотку»), устанавливаемый на втулке заднего колеса и позволяющий велосипедисту не вращать педали при движении велосипеда по инерции и под уклон. Примерно в то же время были изобретены и другие типы механизмов свободного хода, используемые на различных моделях велосипедов до настоящего времени.

Совершенствовались конструкции ручных тормозов. Был также изобретен тормозной механизм, встраиваемый в заднюю втулку и приводимый в действие обратным вращением педалей. Многие из конструкций были настолько хорошо отработаны, что некоторые из них, например задняя втулка с механизмом свободного хода и встроенным тормозным механизмом (тормозная втулка заднего колеса типа «Торпедо»), спроектированная в 1898 г. немецкой фирмой «Фихтель и Закс», применяется на многих моделях современных велосипедов без существенных изменений.

Важное значение для развития конструкции велосипеда имеет многоступенчатая передача, позволяющая обеспечить оптимальное соответствие передачи различным дорожным условиям. В 1906 г. во Франции де Вивье предложил цепной переключатель передач, с помощью которого изменение передачи происходит в результате перебрасывания цепи с одной звездочки на другую, имеющую иное число зубьев.

Переключателями такого типа оборудуются все современные спортивные шоссейные и туристские велосипеды, причем конструкция переключателей постоянно совершенствуется. Почти одновременно с цепными переключателями передач появились многоскоростные задние втулки с встроенными внутрь зубчатыми механизмами, позволяющими замедлять или ускорять частоту вращения ценной звездочки. За рубежом многоскоростными задними втулками, в большинстве случаев трехскоростными, оборудуется множество моделей дорожных велосипедов.

Неустойчивость двухколесного велосипеда, затрудненность медленного передвижения на нем, невозможность даже кратковременной остановки без опоры, связанное с этим неудобство перевозки пассажиров, а также необходимость выработки велосипедистом специфических навыков для удержания равновесия вынуждали конструкторов искать способы ликвидации этих недостатков.

Особенно много попыток постройки трех- и даже четырехколесных велосипедов (рис. 7) наблюдалось в последней трети XIX в., как раз в то время, когда были распространены чрезвычайно неустойчивые «высокие» велосипеды. Однако в то время вследствие несовершенства конструкций велосипедных узлов — отсутствия пневматических шин, излишне большой массы, громоздкости, а также плохого состояния дорог — многоколесные велосипеды дальнейшего развития не получили.

Предыдущая | Оглавление | Следующая
 

 

 

2010. Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт.