Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт. На главную страницу

 


Введение. Часть 8

Некоторое возрождение трех- и четырехколесных схем четко определилось в 20—30-е гг. XX в. в ограниченных областях применения велосипеда. В то время в Индии, Китае и некоторых других странах Восточной и Южной Азии с теплым климатом необходимость экономичной перевозки пассажиров и багажа привела к созданию специальных, чаще всего трехколесных, экипажей — велорикш или, как их назвали впоследствии, педикебов.

Для их постройки использовались современные велосипедные узлы: колеса, приводы, седла, части рам и т. д. Конструкции их были различны — места для пассажиров могли располагаться сзади, спереди или иногда на боковом прицепе аналогично коляске мотоцикла. По указанному принципу в европейских странах получили распространение трех- и четырехколесные грузовые велосипеды для перевозки мелких партий груза (рис. 8).

Современное состояние велосипедной техники и технологии, появление новых высокопрочных материалов, повсеместное улучшение дорожных условий, достижения эргономики (науки о функциональных возможностях человека в процессах труда) и осознанное стремление снизить загрязнение окружающей среды вызвали к жизни новое средство передвижения, называемое веломобилем (рис.9).

Веломобиль благодаря рациональному расположению тела человека, способствующему более эффективному приложению усилий к педалям, и высоким аэродинамическим качествам корпуса имеет больший КПД, чем велосипед. Кроме того, передвижение на веломобиле не требует, как правило, дополнительных усилий на поддержание равновесия. Веломобили могут быть как одноместными, так и многоместными, и приведение их в движение может осуществляться как одним человеком, так и всеми находящимися в нем людьми.

Для преодоления подъемов веломобиль обязательно должен быть оборудован многоступенчатой передачей. Большинство веломобилей имеют специальное место для ручного багажа. Немаловажным является то, что люди, находящиеся внутри веломобиля, могут быть защищены от непогоды крышей или тентом, что обеспечивает сравнительно комфортные условия передвижения. Указанные особенности выгодно отличают веломобиль от велосипеда.

По определению, данному проф. А. В. Нарбутом, основными признаками, определяющими это отличие, являются: наличие кузова или его части, например днища или крыши; сиденье, похожее на сиденье автомобиля, но не седло, наличие не менее трех, расположенных не на одной линии, колес. Двух любых из трех указанных признаков достаточно, чтобы экипаж считался веломобилем, а не велосипедом. Веломобили, не отвечающие третьему признаку (двухколесные), встречаются крайне редко.

Конструктивно веломобили в настоящее время очень разнообразны. В нашей стране веломобили строятся в единичных экземплярах, главным образом в порядке индивидуального творчества, так как с их эксплуатацией в настоящее время связано много проблем. Не ясен вопрос об области применения веломобилей, возникают сомнения в их способности сосуществовать с моторными средствами в современном напряженном транспортном потоке.

Трудно решаются вопросы, связанные с паркованием и хранением веломобилей в условиях города. Вне дорог с улучшенным покрытием передвижение веломобилей практически невозможно. Поэтому в ближайшие годы основным из средств передвижения, приводимых в действие мускульной силой человека, видимо, по-прежнему останется велосипед.

Предыдущая | Оглавление | Следующая
 

 

 

2010. Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт.