Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт. На главную страницу

 


Глава III. Ремонт велосипеда
Выправление погнутых деталей велосипеда. Часть 1

При падении, наезде на препятствие, неосторожном обращении с велосипедом отдельные его детали могут быть погнуты. Во многих случаях при помощи достаточно простых средств работоспособность велосипеда может быть восстановлена. Чаще всего страдают детали кареточного механизма, расположенные ближе всего к дороге. От ударов о препятствие получают погнутость педальные оси, шатуны, ведущие звездочки, валы кареток.

Шатуны. При наезде на препятствие педалью или при падении шатуны могут изгибаться и скручиваться. Часто возникают оба этих дефекта одновременно. При ремонте в стационарных условиях начинать нужно с выправления скручивания шатуна. Снятый с велосипеда шатун малой головкой прочно зажимают в тиски, подложив под губки прокладки из мягкого металла для предохранения декоративного покрытия шатуна от царапин.

В отверстие большой головки вставляют металлический стержень длиной не менее 0,5 м так, чтобы концы стержня, выступающие по обе стороны головки шатуна, были примерно одинаковыми по длине. Действуя стержнем, как рычагом, шатун закручивают в нужном направлении до восстановления параллельности головок. Чтобы не изогнуть шатун в нежелательном направлении, надо нажимать на концы стержня одновременно двумя руками с одинаковым усилием.

Погнутость шатуна исправляют в тисках с достаточно широкими губками, подложив в нужных местах упоры из подручных материалов (лучше из мягкого металла). Можно под упоры подложить кусочки кожи или плотной ткани. Допускается править шатуны молотком на металлической плите, используя медную или деревянную прокладку.

Диск ведущей звездочки. Для выправления диска без снятия его с велосипеда используют любой подходящий металлический стержень: автомобильную монтажную лопатку, большую отвертку и т. п. Стержень вводят в отверстия на диске звездочки и, действуя как рычагом, выправляют диск.

Чтобы не повредить декоративного покрытия диска, в нужных местах под стержень подкладывают ветошь или плотно свернутый кусок бумаги. Для исправления погнутых зубьев звездочки ее нужно снять с велосипеда. Зубья исправляют легкими ударами молотка с последующей зачисткой заусенцев напильником.

Ось педали. При задевании педалью за неровности дороги обычно гнется ее ось. Перед правкой оси следует убедиться в отсутствии на ней трещин. Треснувшую ось нужно заменить на новую. Выправлять ось удобно, ввернув ее в головку шатуна. Шатун следует обязательно подпереть деревянным бруском.

Поворачивая ось в резьбе шатуна, следует поставить ее в удобное для выправления ударами молотка положение. Чтобы после каждого удара ось не поворачивалась в резьбе, между осью и малой головкой шатуна лучше проложить шайбу, свернув ее из проволоки. Удары молотком нужно наносить осторожно, стараясь не задеть резьбового конца оси.

Несильно погнутую ось можно выправить молотком на металлической плите. При этом под резьбовой конец оси подкладывают прокладку из мягкого металла. Перекатывая ось по ровной поверхности, можно проверить правильность правки.

Рамка педали. Перекошенную рамку педали разбирают и пластины рамки выправляют молотком на ровной металлической плите. Изношенные резиновые колодки заменяют новыми.

Предыдущая | Оглавление | Следующая
 

 

 

2010. Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт.