Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт. На главную страницу

 


Глава III. Ремонт велосипеда
Замена изношенных деталей. Часть 1

Шарикоподшипники. Они имеются во втулках колес, механизме средней каретки и рулевой колонке велосипеда. Их неисправности выражаются в затрудненном вращении. В некоторых случаях при вращении подшипника прослушивается поскрипывание или стук. Прежде чем приступить к разборке дефектного подшипника, следует проверить правильность его регулировки, так как затрудненное вращение подшипника может вызываться слишком тугой его затяжкой.

Если отрегулировать подшипник не удается, его необходимо разобрать и убедиться в целости шариков и сепаратора. Лопнувший или дефектный шарик заменить новым. При замене шариков их подбирают одинаковыми по диаметру в пределах ±0,005 мм. Шарики измеряют микрометром. Если шарик заменяют в дорожных условиях без контроля его размеров, то по приезде на место целесообразно заменить сразу все шарики подшипника, взяв их из одной партии.

Сломанный сепаратор удаляют. При отсутствии запасного сепаратора шарики укладывают без него, причем число шариков следует увеличить, чтобы зазоры между шариками не были слишком большими. Обычно в подшипник достаточно добавить два шарика. При сборке подшипника шариковую дорожку в чашке заполняют пластичным смазочным материалом и вдавливают в нее шарики, чтобы они не рассыпались в процессе сборки. Если добавочных шариков нужного номинального размера в наличии не оказалось, можно временно добавить в подшипник несколько шариков меньшего размера, равномерно распределив их по окружности.

При езде не следует опасаться характерного стука шариков, который иногда прослушивается в подшипниках, собранных без сепаратора. Изношенный шарикоподшипник также не обеспечивает нормальной работы узла. Для выявления изношенных деталей подшипника следует периодически проверять подшипники, разбирая узлы. Поводом для проверки может послужить невозможность отрегулировать подшипник.

Например, при изношенном подшипнике «отдачи» колеса, т. е. вращения приподнятого колеса под действием веса вентиля, можно добиться лишь при увеличенных зазорах в подшипнике. При попытке устранить зазоры «отдача» пропадает. При вскрытии подшипника обнаруживается износ шариковых дорожек конуса или чашки подшипников. Шарики в таком подшипнике имеют не блестящую, а матовую поверхность. Износ дорожек вызывается чаще всего усталостным выкрашиванием наиболее нагруженной части дорожки.

В местах выкрашивания дорожка как бы углублена и имеет характерную бугристую поверхность. Изношенные части подшипников приходится заменять новыми, причем если износились и конусы и чашки, замена только одних конусов и шариков не приводит к желаемому результату. У колес в данном случае приходится заменять и корпус втулки, что связано с разборкой и сборкой всего колеса.

При начинающейся частичной выработке шариковой дорожки конуса и при неизношенной чашке можно временно повернуть конусы так, чтобы они попали неизношенной частью дорожки в наиболее нагруженную зону (вниз). Для правильной установки оси в вилке нужно на наружной части конусов сделать соответствующую пометку.

Предыдущая | Оглавление | Следующая
 

 

 

2010. Велосипед: устройство, эксплуатация, ремонт.